Домашнее обучение – нечто большее, чем запасной план?

от estel-the-fair
обучение дома

Является ли посещение школы неотъемлемой необходимостью для развития ребенка? Что может дать домашнее обучение? Какие условия необходимы для обучения в школе и дома? На эти вопросы отвечает Гордон Ньюфелд.

Пока родители размышляют о том, какой дальнейший путь выбрать для своих детей и всей семьи во время сегодняшней пандемии, в канадских СМИ появились эксперты, категорично заявляющие о том, что детям необходимо идти в школу. Один из них даже сказал, что необходимость идти в школу сильнее, чем необходимость избежать заражения КОВИД-19 детьми или их семьями.

Конечно, существует множество разумных аргументов, которые можно привести в пользу школы и её посещения, даже когда присутствует определённый риск, однако представлять школу как необходимую потребность для развития неправомерно.

Значительную часть своей карьеры я провёл, обучая учителей и поддерживая школьную систему, и я очень обеспокоен тем фактом, что школа поднимается на уровень базовых человеческих потребностей. Это не только оказывает непомерное давление на школьную систему и преданных делу учителей, от которых ожидается невозможное, такой подход также подрывает права родителей на выбор образования для своих детей.

Несложно понять, что детям нужно вернуться в школы, чтобы экономика могла восстановиться, или что некоторым детям может быть необходимо посещать школу, чтобы оба родителя могли ходить на работу. Также несложно понять, что некоторым детям может быть необходимо ходить в школу, чтобы родители могли взять передышку или же, в случае проблемных семей, чтобы попасть в более безопасную и стабильную обстановку.

Однако же в этих догматичных заявлениях звучит вывод, что дети должны ходить в школу ради собственного блага: чтобы учиться, чтобы не отстать, чтобы общаться с ровесниками, чтобы нормально развиваться. Категоричность этих заявлений подразумевает, что родители окажут своим детям очень плохую услугу, если они не отправят их обратно в школу как можно скорее и по полной программе.

Действительно ли детям НЕОБХОДИМО идти в школу, чтобы учиться? Или чтобы общаться с ровесниками? Или чтобы нормально развиваться? Или чтобы стать готовыми к жизни в обществе? Будет ли школа правильным решением для каждого ребёнка? Настолько ли нужна школа для ребёнка, насколько она необходима для современного общества и его экономики?

Ответом будет «НЕТ» – громогласное «НЕТ» на всё вышеупомянутое! Прежде чем я перейду к краткому объяснению, позвольте мне взглянуть на это убеждение в неотъемлемой роли школы с некоторой перспективы.

Столетиями школа использовалась как инструмент социализации, встраивания детей в существующее общество. Правительства разных стран, которые строго придерживаются этого убеждения, сделали домашнее обучение вне закона – назовём Швецию и Германию из наиболее известных примеров. Фактически в этих странах дети могут быть отобраны у родителей государством из-за домашнего обучения. Поэтому нас не должно удивлять, что Швеция отказалась закрывать школы во время пандемии.

В Канаде также есть несколько идеологов в области образования, которые придерживаются этого убеждения и считают Швецию и Германию примерами, которым нам стоит следовать. Из этого вытекает, что они хотели бы сделать школу обязательной для каждого ребёнка. Они полагают, что ребёнку НЕОБХОДИМО ходить в школу, чтобы правительство могло выполнять свои задачи, в том числе искоренять любое разнообразие, не вписывающееся в то общество, которое оно представляет. Именно такие мысли привели в Канаде к созданию школ-интернатов для коренных народов.

Такой подход создаёт немало проблем. Во-первых, школы уже давно не так эффективны в исполнении своей социальной задачи, по крайней мере, сейчас в нашем обществе. Германия и Швеция, как и многие другие страны в Европе и здесь, в Северной Америке, испытывают значительные проблемы с интеграцией своей молодёжи в современное общество.

Во-вторых, такие подходы, как «один размер для всех» и «правительство лучше знает» отражают скорее диктаторское и колониальное мышление и не подходят в наше более осознанное время, когда социальным нюансам уделяется больше внимания.

В-третьих, я предпочёл бы думать, что навязывание школы в качестве обязательного вида обучения является в какой-то мере несвойственным Канаде, по крайней мере, той зрелой Канаде, которой нам хотелось бы быть.

В-четвёртых, эта вера в школу как в потребность в плане развития и социализации совершенно не поддерживается научными знаниями о том, как дети реализуют свой полный потенциал, включая то, каким образом они лучше учатся и становятся пригодными для взрослого общества.

В-пятых, это не соответствует фактам: дети, обучающиеся дома, постоянно показывают лучшие результаты как в плане академических знаний, так и в плане интеграции в существующее общество.

Несмотря на всё это, вера в школу как в спасителя общества остаётся незыблемой. Я столкнулся с этим лично, когда выступал перед парламентами Швеции, Германии и перед парламентом ЕС в Брюсселе (выступление в Брюсселе можно бесплатно прочитать на сайте Института Ньюфелда на английском языке). Это убеждение также остаётся глубоко укоренённым в некоторых образовательных кругах здесь, в Канаде.

В действительности же мы должны задавать следующий вопрос: «Что на самом деле нужно детям, чтобы стать по-настоящему гуманными и человечными, цивилизованными и культурными?» А уже во вторую очередь – как школа соотносится с этими неотъемлемыми потребностями для детей в целом и для нашего собственного ребёнка в частности. Окончательный ответ будет сильно зависеть от каждого конкретного ребёнка.

Большую часть своей профессиональной карьеры как теоретик подхода развития я провёл, изучая эти вопросы и пытаясь вычленить условия, способствующие спонтанному раскрытию человеческого потенциала. Должное описание моих выводов заняло бы несколько томов, однако позвольте мне кратко их здесь сформулировать в попытке опротестовать, на мой взгляд, устаревшее допущение, что школа является ответом на потребности ребёнка. Я также кратко описывал эти неотъемлемые потребности ребёнка в более ранней статье (Впуская школу в дом, не приносите в жертву сам «дом»), но снова обращусь к ним и здесь.

Прежде всего, детям необходимо быть ПРИВЯЗАННЫМИ к тем взрослым, которые за них отвечают. Для этого есть множество причин, так как их привязанность к нам позволяет нам заботиться о них и создаёт контекст, в котором происходит развитие.

Одной из основных функций привязанности является способствование социализации: привязанность делает детей склонными подражать нам и наделяет нас властью, чтобы мы могли передавать им наши ценности, влиять на их обучение или вдохновлять их на то, чтобы внести свой вклад в общество.

Раньше школа в значительной мере выполняла эту функцию, но не по причине учебного процесса, а потому что ученики были привязаны к своим учителям. К сожалению, в наше время это кажется скорее исключением, чем нормой. К тому же школа стала невольным рассадником ориентации на ровесников, «вытягивающей» детей с «орбит» вокруг тех самых взрослых – родителей, учителей, бабушек и дедушек, – которые должны были помогать их переходу во взрослое общество. Я описываю этот феномен в книге «Не упускайте своих детей».

Когда дети вращаются вокруг своих ровесников, это встраивает их в культуру, созданную другими детьми, а также теми, кто потакает им и эксплуатирует то, чем они озабочены. Такие ориентированные на ровесников дети склонны испытывать большие сложности с встраиванием в современное общество. В чём же тут преимущество, если, отправляясь в школы, они утрачивают те самые привязанности, которые были созданы для того, чтобы служить утробой для их созревания и прокладывать пути к их социальной интеграции?

Во-вторых, детям необходимо ЧУВСТВОВАТЬ – свои эмоции, внутренние движущие силы, свои тела, своё внутреннее состояние и даже самих себя. Это невероятно важно не только для их эмоционального здоровья и благополучия, но и для истинного роста и здорового развития.

Мы знаем, что доступ к чувствам легче получить в безопасных отношениях с заботливыми взрослыми и на «игровых площадках» для эмоций. Мы также знаем, что чувства сложно сохранить при стрессе. Реальность состоит в том, что для многих детей школа является стрессом, а наша культура не склонна создавать безопасное пространство, чтобы чувства наших детей могли восстанавливаться.

Чувства жизненно необходимы для того, чтобы стать истинно человечными и гуманными, в том числе для развития эмпатии и способности учитывать других людей. Мы должны оберегать детские чувства точно так же, как и отношения ребёнка с заботящимися о них взрослыми. Совершенно ясно, что детям гораздо важнее чувствовать, чем находиться в школе. Что мы выиграем, если ребёнок идёт в школу, но утрачивает свои хрупкие чувства?

В-третьих, чтобы потенциал детей мог раскрываться, им нужно ощущать достаточно ПОКОЯ от занятий, нацеленных на результат, от демонстрации своих способностей и достижений и от работы над отношениями со своими привязанностями. Те, кто верит, что школа – единственный способ получить образование, обычно склонны верить, что РАБОТА – это неотъемлемая часть обучения. Отсюда следуют концепции классной работы, домашней работы и главенствующая роль тестов.

Как бы это ни казалось парадоксальным, весь истинный рост – физический, эмоциональный и психологический – происходит из точки покоя, а не работы. Обучение, включая внимание и память, лучше всего случается в режиме покоя, а не работы. Где же дети могут найти этот покой? И что мы приобретаем, если при посещении школы ребёнок утрачивает ощущение ПОКОЯ, необходимое для того, чтобы стать тем, кем ему было предназначено?

Это подводит нас к четвёртой неотъемлемой потребности для раскрытия потенциала, и это ИГРА. Я говорю не о тех видах игры, которые построены на достижении какого-то результата, а о такой игре, которая случается «ради самой игры» – которая увлекает сама по себе вне зависимости от результата. При таком определении многие игры, виды спорта, видеоигры и электронные игры не будут считаться истинной игрой. Исследованиями было обнаружено, что истинная игра является формой активированного покоя, дающей все преимущества покоя нашему мозгу и телу.

игра, обучение

Теперь нам также известно, что игра – это истинная «школа Природы», в режиме игры обучение оптимизируется, сама же игра является передовым краем созревания и утробой для социализации. Можно убедительно доказать, что превосходство финской школьной системы состоит не в их учебном плане или подготовке учителей, а в том факте, что она встраивает большое количество игры в ежедневное расписание.

Подумайте о любопытстве! Суть любопытства в том, что это внимание в режиме игры. Нам всем известно, как сложно сохранять любопытство в школе, оно больше всего проявляется в начальных классах и меньше всего – в выпускных. Мы также знаем, как сильно обучению вредит получение ответов до возникновения вопросов. Речь о том, где мы можем наиболее бережно сохранять любопытство и давать ему ведущую роль? Где с большей долей вероятности будут терпение и мудрость, чтобы ждать появления вопросов?

Я не нахожусь под влиянием иллюзии, что в каждом доме возможно создать подобную обстановку, однако таких семей было бы гораздо больше, если бы они только знали важность того, что необходимо сделать. Детям намного нужнее быть любознательными, чем ходить в школу. Какую пользу принесёт ребёнку хождение в школу, если он потеряет своё любопытство?

Задумайтесь также о развитии мозга. Было открыто, что школа на самом деле не формирует мозг. Его формирует игра. А школа только использует мозг, созданный в игре. Когда настаёт пора действовать, что же нам стоит сохранить в жизни ребёнка? В чём будет польза для ребёнка, если из-за школы он утратит свою игру и игривость?

Как только мы понимаем, что на самом деле нужно детям для лучшего обучения и здорового развития, вопросом будет: «В какой обстановке этот конкретный ребёнок получит необходимые условия и в какой обстановке эти условия подвергаются наибольшему риску?»

Ответы на этот вопрос будут зависеть от доступных вариантов и ресурсов. Иногда ответ понятен сразу, но часто это не так. Но с другой стороны, не учитывая эти вопросы, мы действительно окажем детям плохую услугу.

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я верю в школу. Моя жена и я сам, наши пять детей и шесть внуков – все получили школьное образование. Некоторые из нас также обучались дома в течение разных периодов времени. Несколько наших детей сейчас преподают в школах, и один даже активно вовлечён в обучение учителей. В этой статье я пытаюсь спорить с допущением, что детям школа НЕОБХОДИМА.

В результате пандемии стало довольно ясно, что современное общество зависит от школы. Однако в то же время истинные потребности отдельного ребёнка могут подвергаться риску, если он ходит в школу. Здесь нам потребуется мудрость, если у нас вообще есть такая роскошь, как выбор. К счастью, родители в Канаде всё ещё могут выбирать то, что, по их мнению, будет в интересах ребёнка. Давайте всё так и оставим.

Гордон Ньюфелд

Перевод Ирины Маценко

Редактура Надежды Шестаковой


Источник: https://neufeldinstitute.org/could-home-education-be-more-than-just-a-backup-plan/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, предлагаем вам небольшую подборку материалов об обучении, эмоциях, личностном потенциале.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.