О том, что является ключом к эффективному управлению классом, статья педагога Юки Терады. Чтобы уменьшить проблемное поведение, он предлагает применять трехфазовый процесс для построения прочных отношений между учителем и учениками.
Вот пугающее и слишком распространенное явление для многих учителей: класс, полный буйных учеников, которые не могут сосредоточиться на уроке. Техники управления классом могут вернуть все на круги своя, но драгоценное время уже потеряно.
Многие опытные учителя знают, что налаживание глубокой, полноценной связи с учениками является одним из наиболее эффективных способов предотвращения нарушений дисциплины и учебного процесса, и новое исследование смогло оценить этот подход. В классах, где учителя использовали ряд методов, направленных на установление, поддержание и восстановление отношений, вовлечённость в учебный процесс возросла на 33 процента, а деструктивное поведение снизилось на 75 процентов, благодаря чему время, проведенное учениками в классе, стало более ценным и продуктивным.
«Прочные отношения между учителем и учеником уже давно считаются основополагающим аспектом положительного школьного опыта», – объясняет Клейтон Кук, ведущий автор исследования и профессор Миннесотского университета. Когда эти взаимоотношения нарушаются, это может сказаться на благополучии учеников, что приведет к академическим и поведенческим проблемам.
В исследовании учителя использовали подход под названием «Установление-поддержание-восстановление связи» для налаживания позитивного взаимодействия с учениками (в общей сложности 220 учеников четвертого и пятого классов) и повышения их чувства принадлежности. (В последующем исследовании учителя средней школы использовали те же стратегии с аналогичными результатами.) Построение отношений было разделено на три этапа: знакомство, поддержание отношений в течение учебного года и сохранение отношений в моменты, когда они находятся под угрозой, – с полезными стратегиями для каждого этапа.
Поскольку некоторые ученики легко остаются незамеченными, форма отражения (осмысления) отношений, подобная той, которую мы используем здесь, может помочь учителям делать заметки о каждом отдельном ученике и выделять тех, кто нуждается в наибольшем внимании.
Начинаем на позитивной ноте
В начале учебного года учителя в ходе исследования отвели отдельное время для налаживания отношений. «Цель состоит в том, чтобы все ученики имели чувство принадлежности, которое характеризуется доверием, связью и пониманием», – объясняет Кук и его коллеги. Для учеников с проблемами в обучении или поведении культивирование позитивных отношений обеспечивало «защитный эффект», который помогал им оставаться сосредоточенными на учебе.
Чтобы установить позитивные отношения, учителя могут:
- «вкладывать время» в учеников. Запланируйте индивидуальные встречи с учениками, чтобы лучше узнать их. Цель состоит в том, чтобы «вложить средства в отношения», чтобы облегчить конфликт в будущем, если вам придется давать конструктивную обратную связь или решать проблемы, связанные с деструктивным поведением;
- поощрять самодеятельность. Ученики чувствуют себя более вовлеченными в процесс обучения, если им предоставляется возможность поделиться своими интересами. Учителя могут отходить в сторонку, поддерживать и выслушивать;
- приветствовать детей при входе в класс. Такие мероприятия, как приветствия у дверей и вопросы для установления контакта, помогают создать теплую атмосферу в классе;
- использовать позитивные методы коммуникации. Открытые вопросы, активное слушание, утверждения, показывающие понимание и принятие, выражение энтузиазма или интереса и комплименты помогают ученикам, особенно застенчивым или интровертным, легко включиться в классные обсуждения.
Поддержание отношений
Авторы исследования отмечают, что без активного поддержания отношения со временем ухудшаются. Учителя могут уделять слишком много внимания академической деятельности и недостаточно внимания поддержке эмоционального благополучия учащихся, постепенно исчерпывая ресурс, который они накопили благодаря изначальной работе над отношениями с учениками.
Учителя могут поддерживать отношения, продолжая применять вышеперечисленные стратегии, и, кроме того, они могут это делать:
- отслеживая и учитывая позитивные и негативные взаимодействия с учениками. Учителям следует стремиться к соотношению пять к одному;
- регулярно устанавливая контакт с учениками. Спросите, как они себя чувствуют и нужна ли им в чем-то поддержка или помощь. В статье, опубликованной в журнале «Эдутопия», Тодд Финли объясняет, как метод 5×5 помогает ему сосредоточиться на группе студентов каждый день. Каждый день по дороге на работу он тратит 25 минут на мысленную оценку отношений (и других аспектов) с пятью учениками – по 5 минут на каждого;
- обращая внимание на хорошее поведение. Когда учителя концентрируют внимание на положительном поведении, деструктивное поведение сходит на нет, прежде чем ситуация станет проблемной.
Восстановить отношения до того, как все станет хуже
Рано или поздно негативное взаимодействие, такое как недопонимание, конфликт или критика, может ослабить отношения между учителем и учеником. Если оставить эти негативные взаимодействия без внимания, учащиеся могут чувствовать себя невовлеченными и быть менее склонными к участию в деятельности класса. Они также могут стать более склонны к деструктивному поведению, что только усугубит положение. Поэтому важно, чтобы учителя «намеренно воссоединялись» с учениками, чтобы восстановить отношения с ними.
Когда отношения нуждаются в восстановлении, учителя могут:
- отпустить ситуацию и начать с чистого листа. Учителям не стоит припоминать ученикам их ошибки, вместо этого гораздо лучше давать им возможность начать каждый день с чистого листа;
- взять на себя ответственность за свои действия. Учителя могут избежать обвинений учеников, когда что-то идет не так, и подумать: «Что, в первую очередь, я мог сделать, чтобы избежать проблемы?» Они не должны бояться извиняться, когда это необходимо, потому что это помогает завоевать доверие студентов
- проявить сочувствие. В каждой истории есть две стороны, и учитель может признать, что у учеников может быть другая точка зрения на то, что произошло;
- сосредоточиться на решениях, а не на проблемах. Учителя могут работать с учениками, чтобы найти решение, которое, по их мнению, будет справедливым для всех;
- отделять поступок от человека. Важно критиковать поведение, а не человека. Если учителя будут называть детей «проблемными учениками », существует опасность того, что они начнут себя считать такими, что повысит вероятность повторения нежелательного поведения в будущем.
Вывод: эффективное управление классом начинается с выстраивания отношений. Когда ученики имеют чувство принадлежности, они с большей вероятностью будут вовлечены в учебу и демонстрировать позитивное поведение.
Юки Терада
Перевод Анастасии Селейман-Гольдак
Источник: https://www.edutopia.org/article/key-effective-classroom-management
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас продолжение темы: