Роль желания в обучении

от estel-the-fair
Роль желания в обучении

Каким образом дети осваивают какие-то навыки и приобретают умения? О роли желания в обучении рассказывает Дебора Макнамара.

Мой муж – большой любитель даунхилла (скоростного спуска с гор на велосипеде), и он страстно желает разделить свою любовь к велоспорту с двумя нашими дочерьми.

Проблема в том, что моя четырехлетняя дочка вовсе не пылает страстью к велосипедам. У нее есть симпатичный новый велосипед – она даже сама его выбрала, – но увы, больше всего ей нравятся его аксессуары, например, голубая бутылочка для воды в рюкзаке.

Дочь проедет три метра, затем говорит, что хочет пить, слезает с велосипеда, достает бутылочку, отпивает глоток и любезно передает ее сестре.

Я вижу, как расстраивается мой муж, что дочке больше нравится вести велосипед за руль и играть с ним, а не кататься. И хотя вслух он этого не говорит, я знаю, его беспокоит и то, что некоторые дочкины друзья любят кататься и даже умеют ездить БЕЗ дополнительных колесиков! Что же папе делать?

В прошлом году муж столкнулся с аналогичной проблемой, но уже на катке. Он записал дочку на занятия – и тут выяснилось, что ей это совершенно не интересно и выходить на лед она не хочет. Я думаю, такие ситуации знакомы многим семьям, потому что желание разделить свои интересы с детьми — это так естественно. Некоторым детям просто не интересно – значит ли это, что так будет всегда? Может ли родитель вдохновить или подтолкнуть ребенка в нужном направлении?

Самое важное – понимать разницу между формой и духом. Хочет ли ребенок научиться кататься на велосипеде, на коньках? Играть на музыкальном инструменте? Есть ли у него склонность к тому, чтобы попробовать все эти новые занятия? Если нет, то мы ставим форму или обучение прежде духа и желания.

В чем же тут проблема? Дело в том, что желание научиться – это желание родителя, а не ребенка. В этом случае желание учиться у ребенка лишь уменьшится.

Я поговорила об этом с мужем, и он привел в пример разницу между хоккеистами из Северной Америки и из стран, где физически одаренных детей начинают учить спорту с раннего возраста, чтобы развить их мастерство. Хоккеисты из Северной Америки отличаются особенным азартом в игре, и, по мнению  мужа, это происходит оттого, что дух ставится прежде формы.

Я также вспоминаю свою близкую подругу, которая училась играть на пианино с трех лет и достигла выдающихся результатов. Я ни разу не слышала, как она играет, потому что ей это не приносит удовольствия. Подруга говорит, что это была мамина мечта, а не ее собственная. В конечном итоге игра инструменте превратилась в упражнения, которые нужно было выполнить, чтобы соответствовать чужим ожиданиям, но никакого насыщения или радости от игры подруга не испытывала.

Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился играть на музыкальном инструменте – да хотя бы ходить на горшок – спросите себя: а хочет ли этого сам ребенок? Если нет, показывайте ему такую возможность, но не давите, и создавайте условия для возникновения желания.

Если во главе процесса обучения будет стоять желание, это здорово поможет двигаться вперед. Вначале должен быть дух. Когда у ребенка есть желание учиться, форме его научить легко – можно сказать, это случится практически само собой. Когда же мы пытаемся учить ребенка, у которого мало желания, мы ставим телегу впереди лошади.

Мою дочь даже с натяжкой не назовешь самой быстрой пловчихой или самой успешной водной спортсменкой – более того, ее движения ногами напоминают мне Фиби из сериала «Друзья» — ту серию, где она бегает в парке.

Но у дочери есть особая страсть, она обожает воду, с нетерпением ждет следующего занятия, и тренер часто отмечает ее увлеченность. И наконец, за забавные махи ногами дочке дали милое прозвище «русалка», которое очень ей подходит. А я лишь напоминаю мужу, что она в конце концов дорастет, и тогда все это будет ей в удовольствие и в радость.

Дебора Макнамара, доктор наук

Перевод Татьяны Безбородовой

Источник:
https://macnamara.ca/portfolio/the-role-of-desire-in-learning/

Фото: photogenica.ru

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.