Знакомство с новыми учениками – неотъемлемая часть августа-сентября. Курсы, кружки, школа, детский сад – везде будут новые лица, причем для обеих сторон. И детям, и учителям надо будет знакомиться друг с другом и настраиваться друг на друга. Чем может помочь теория привязанности в этом вопросе?
Первое, на что стоит обратить внимание, – это понимание, насколько велика роль привязанности в обучении. Иными словами, без теплых отношений с учителем дети не смогут следовать за ним, а учителю будет нелегко принимать проявления незрелости – агрессивное поведение, противление, импульсивность, непоследовательность. Привязанность создает контекст, в котором обучение может быть успешным. Мы же понимаем, что ошибаться можно рядом с тем, кому доверяешь, с кем нестрашно, с кем чувствуешь себя комфортно.
Для маленьких детей наш педагогический опыт, регалии и общепризнанные достижения не имеют значения, по крайней мере до тех пор, пока мы не станем для них важными, значимыми, дорогими людьми. А это все процесс постепенный.
Можно ли установить теплые отношения с любым ребенком? В принципе, да. Ведь в каждом из нас есть инстинкт принимать заботу, следовать, внимать, быть ведомым. Эти инстинкты пробуждаются, когда получают стимул извне. Понимая это, мы можем привести в действие механизмы привязанности, тем самым создав почву для отношений.
Дети могут прийти к нам на занятия совершенно без желания, энтузиазма. Они могут просто ненавидеть наш предмет, например. Они могут прийти, считая, что все и так знают и тут ничего нет интересного, нового. Они могут бояться, что все будет слишком сложно, что им будет плохо в этом месте с этими людьми.
В наших силах дать ребенку ощущение стабильности («Я все вам расскажу, вы можете задавать любые важные для вас вопросы»). Мы можем дать ощущение границ и безопасности («Это мы решим после занятий; у нас принято вот так; это мы не делаем»), дать ощущение тепла («Так радостно вас видеть! Добро пожаловать! Здорово, что мы будем вместе на наших уроках»).
Когда мы видим детей впервые или после долгой разлуки, важно их настроить на себя, дать им понять, что будет происходить и за кем следует идти. Ведь не всегда мы можем познакомиться с детьми заранее, до начала занятий.
Вот несколько простых идей, как завладеть вниманием ребенка и настроить его на нас.
· Открытый взгляд, теплая улыбка и приветственный кивок – это самые простые методы завладевания.
· Представиться, спросить имена детей (если их много, возможно, стоит заранее подготовить значки с именами и прикреплять их детям после того, как они назвали себя).
· Можно поинтересоваться, как ребенка называют дома, – ему может нравиться, когда его называют полным именем или уменьшительно-ласкательным.
· Мы можем задать простые вопросы: сколько тебе лет, во что любишь играть, какой твой любимый цвет.
· Мы можем отметить какое-то сходство между нами: «У тебя тоже светлые волосы!», «Ты тоже любишь носить кеды!», «Я тоже люблю плавать».
· Ну и, конечно, игра. Мы можем предложить простую игру (мячик, кубики, флажок) или аккуратно присоединиться к игре ребенка. Кидать мячик и давать ответ на какой-то простой вопрос: любимый фрукт, любимый цвет и т.п.
А возможно, захочется сделать знакомство с учениками незабываемым праздником: украсить верхнюю часть дверного косяка длинными лентами, чтобы дети входили в класс как в волшебный мир, включить приятную музыку в ожидании детей и поставить машинку, выдувающую мыльные пузыри, встречать детей у входа в класс в необычном головном уборе, начать урок с фокуса или мини-спектакля. Простора для нашей собственной игры предостаточно!
Елена Куцика
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей: