У каждого родителя есть правила отношений с детьми. Своими точками опоры делится преподаватель Института Ньюфелда Юлия Колбаскина в интервью для сайта dslxcommunity.com.
Я недавно слушала выступление Габора Матэ «The power of connection». В какой-то момент, рассуждая о человеческой природе, которую принято считать эгоистичной, агрессивной, индивидуалистичной и соревновательной в своей основе, он говорит:
«КАКОВА ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА? Если бы мы только поняли, что не столько человеческая природа порождает поведение, но суть человеческой природы заключается в том, что у нас есть определенные потребности и… если эти потребности оказываются удовлетворены, мы будем вести себя определенным образом, а если эти потребности НЕ будут удовлетворены, мы тоже будем вести себя определенным образом.
Не поведение определяет нашу природу, но наши (удовлетворенные или неудовлетворенные) потребности определяют нашу природу.
Поведение отражает лишь степень, в которой эти потребности были или не были удовлетворены.
Что если посмотреть на человеческое поведение с этой точки зрения?»
После этого выступления мне пришла в голову идея составить список заповедей себе-родителю, который был бы основан на потребностях конкретного ребенка в конкретный момент здесь-и-сейчас?
У меня получились вот такие 9 пунктов:
1. Прошу, будь внимательна, бережна и безоценочна к чувствам.
Если твой ребенок говорит, что ему страшно – верь, а не настаивай на том, что бояться здесь нечего. Если ему больно – верь, даже если (тебе!) кажется, что здесь ничтожно маленькая царапина.
Как говорил Франс де Вааль: «… чувства – это внутреннее субъективное состояние, известное, строго говоря, только тому, кто их испытывает. Я осознаю собственные чувства, а о ваших узнаю лишь с ваших же слов. … Вам кажется, будто другие испытывают абсолютно то же, что и вы, но утверждать это наверняка даже по отношению к представителям своего собственного вида нельзя».
Невозможно знать за другого, что он чувствует, – можно лишь догадываться, уточняя свои предположения из позиции мягкого, бережного любопытства. И ведь нет ни плохих чувств, ни хороших.
2. Не критикуй и никогда не сравнивай своего ребенка с кем бы то ни было.
Ни с другом, ни с братом, ни с лучшим учеником, ни с худшим, даже с собой в его же возрасте, не сравнивай. Ни намеренно, ни случайно. Сравнение убивает, ясно донося простую мысль: тебя не принимают таким, какой ты есть.
3. Прошу, никогда не реагируй холодом, отвержением, устыжением, порицанием, праведным гневом, издевкой/сарказмом на проблемное поведение твоего ребенка. Помни, в такие моменты он не властен над собой, в нем «говорит» эмоция. Не обижайся, не закрывайся, не отдаляйся. Это не про тебя.
P.S. И да, игра и юмор здесь тебе в помощь.
4. Как бы ни было временами тяжело удовлетворять его потребность в контакте и близости, как бы ни было тяжело принимать и принимать тревогу, чувствительность, несамостоятельность… постарайся остаться с ним по одну сторону и отнестись ко всему вышеперечисленному с пониманием. Памятуй о том, что каждый из нас есть что-то непрерывно развивающееся. Плоды развития не за горами, не торопи их.
5. Замечай. Замечай, что важно для него, что ценно, что ему интересно, чем живет и питается его сердце, разум, душа. Заметив, постарайся находить возможности поддерживать его интерес – словом, делом, поступком, молчанием.
6. Помни о питательной и поддерживающей силе привилегированных отношений. Иными словами, пусть в твоем родительстве будут островки сонастроенности, где только ты и он. Будут ли это еженедельные субботние утренние прогулки по полупустому городу с захождением на чашечку какао в любимое кафе, или это будут походы в обожаемый вами обоими бассейн, или это будут поездки по историческим местам славной родины – не так важно. Важно – ритуальность, дуальность и сонастроенность.
7. Выражай свою любовь. Вербально и невербально, посредством неожиданных, непредсказуемых подарков, объятий, поцелуев, теплых, любующихся им взглядов, сообщений.
8. Практикуй качественное внимание, памятуя о словах Вирджинии Сатир: «Самый большой дар, который вы можете подарить человеку, — это качество вашего внимания».
9. Прошу, находи возможность дать ему понять и почувствовать, что он в этой жизни не один, что ты за него и для него (ну… в том числе).
Юлия Колбаскина
Интервью целиком: https://dslxcommunity.com/intervyu-s-prepodavatelem-instituta-nyufelda-yuliej-kolbaskinoj
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, вот еще несколько статей в продолжении этого интервью.