Стресс у школьников: польза, вред и как справляться

от editor
Стресс у школьников польза, вред и как справляться

Когда стресс у школьников полезен, когда вреден и как помочь ребёнку справляться с ним? Об этом статья Евгении Наумовой, преподавателя Института Ньюфелда.

Все мы знакомы с темой стресса, знаем, что он может быть «полезным», а когда его слишком много — «токсичным». Современная психология уверяет нас, что можно научиться справляться со стрессом, предлагаются даже различные упражнения и техники, призванные выработать в нас стрессоустойчивость — качество, которое указано как преимущество в каждом первом резюме.

Но когда речь идёт о детях, о школьниках — можем ли мы определить полезность/токсичность стресса? Каков индикатор того, что стрессовых событий в жизни ребёнка слишком много? И как помочь ему с ними справляться?

Что является стрессом для ребёнка?

В подходе развития на основе привязанности, разработанном Гордоном Ньюфелдом, понятие «стресс» используется не часто, так как оно довольно расплывчатое и не даёт необходимого понимания внутренних процессов.

Мы говорим о том, что в жизни ребёнка постоянно происходит масса ситуаций, когда что-то идёт не так, когда что-то не получается, недоступно или не разрешено, когда рушатся планы, ты не получаешь желаемое или происходит что-то, что ты «не заказывал».

Ребёнок при этом испытывает фрустрацию, которая может приводить к попыткам снова и снова всё «налаживать», к слезам, к агрессивным импульсам. В жизни современного школьника фрустрации предостаточно, очень многое может пойти и идёт порой не так, как хотелось бы или планировалось.

Помимо этого дети могут испытывать стресс, когда разлучаются или иным образом оказываются разделены с теми, кого любят, к кому они привязаны. Речь идёт как о физической разлуке, так и о ситуациях или обстоятельствах, которые лишь воспринимаются мозгом как разделение (ссора с мамой, секрет от папы, бойкот со стороны старшего брата или насмешки одноклассника и т. п.). Всё, что портит отношения, отдаляет нас от тех, к кому мы привязаны, может вызывать очень интенсивные и болезненные переживания, целый букет эмоций, которые также можно назвать стрессом.

Помимо фрустрации и болезненного переживания разделения школьники могут испытывать еще целый ряд эмоций, которые ощущаются как сложные, стрессовые. Школьная жизнь часто пропитана тревогой, стыдом, напряжением и чувством небезопасности, всё это вносит свой вклад в самочувствие и самоощущение ребят.

Когда стресс полезен, а когда становится токсичным?

Как взрослые мы не можем и не должны ограждать детей от всего, что может стать источником фрустрации, разделения, того, что мы называем стрессом. Делая всё вокруг «работающим», мы действительно лишаем детей возможности совершать ошибки, плакать об этом, справляться и действовать вновь. Мы лишаем мозг необходимой «тренировки» способности к адаптации, тем самым негативно влияем на процессы психологического созревания.

Но важно помнить о том, что если фрустрации слишком много, если ребёнок сталкивается с непереносимым разделением, его стыдят, наказывают, лишают своего расположения и т. п., — то это может вызвать эмоциональные защиты, онемение, и тогда процессы взросления и адаптации, процесс становления психологически устойчивой личности застрянет, остановится.

Токсичным стресс становится тогда, когда гибкости, адаптивности психики ребёнка, его психологической устойчивости становится недостаточно для того, чтобы справляться с ситуацией, переживать события, которые сильно фрустрируют, тревожат или воспринимаются как разделение с близкими людьми. Признаков того, что ребёнок не справляется, много, самым ярким может служить отсутствие слёз, грусти, печали в ситуациях, в которых им следовало бы возникать.

Способность оплакать, погрустить о том, что не получилось, не сбылось, пошло не так, как хочется, — это ключ к адаптации. Поэтому можно сказать, что «полезный стресс» — это событие, столкнувшись с которым, как с непреодолимой стеной на своём пути, ребёнок смог поплакать, прочувствовать тщетность своих попыток что-то изменить и адаптировался к этому. В этом случае испытания или неприятности помогают детям становиться более психологически устойчивыми, справляться со сложностями.

Если же слёз и печали нет, чувства ребёнка онемели, он не беспокоится, не стыдится, не испытывает сожалений или досады — то это тревожный признак. В таком случае самой лучшей помощью будет смягчение, которое вернёт способность чувствовать уязвимые эмоции.

Важно снизить количество источников тревоги, фрустрации и разделения, дать ребёнку передышку от того, что его ранит, вернуть ему ощущение безопасности, тёплых и близких отношений, в которых можно расслабиться, смягчиться, оттаять. Важно, чтобы наши отношения с детьми не являлись бы источником постоянного стресса, небезопасности или разделения. Тогда ребёнку  будет по плечу справляться с неприятностями в школе, сложностями в отношениях с одноклассниками или с нерешённой задачкой.

Помогаем детям учиться

Как помочь детям справляться со стрессом?

Понимая значение слёз, тонких и уязвимых переживаний, мы можем помогать детям, принимая и нормализуя все их эмоции и чувства. Важно не стыдить за слёзы или грусть, даже если повод кажется нам незначительным, не обесценивать переживания, не переключать на что-то другое.

Сохраняя сердца наших школьников мягкими, давая возможность поплакать над тем, что не получилось, не вышло, — мы закладываем основы их психологической устойчивости в будущем.

Евгения Наумова

Фото: canva.com

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас в продолжение темы.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.