Не стоит патологизировать детскую застенчивость – она может быть полезна!

от estel-the-fair
Не стоит патологизировать детскую застенчивость

Застенчивость не является ошибкой или расстройством. Об этом рассказывают исследователи Раха Хассан и Кристи Пул.

Первого сентября шестилетняя девочка стоит на лужайке перед входом в школу, испуганно прижавшись к ноге матери. Учительница и родители уговаривают ребенка войти. Когда девочка понимает, что ей предстоит провести день в разлуке с родителями в новом здании, полном незнакомых людей, она начинает плакать. Она перестает плакать только тогда, когда замечает, что другие смотрят на нее.

В течение первых двух недель в новом классе девочка не хочет отвечать на вопросы учителя классу. На перемене она стоит у стены, наблюдая, как другие дети бегают по игровой площадке. Однако когда она приходит домой, ее поведение меняется: слышно, как она смеется и болтает громче и смелее, чем в школе. По мере привыкания к школе ее поведение там будет все больше напоминать поведение дома. Эта первоклассница застенчива.

Если вы являетесь родителем, воспитателем или педагогом, в поле вашего зрения наверняка есть дети, которые так реагируют на незнакомых людей и незнакомую обстановку. Существует несколько определений застенчивости, но в основном она характеризуется настороженностью, страхом или заторможенностью в новых социальных ситуациях. Элемент новизны очень важен: как и в приведенном выше примере, мы ожидаем, что поведение застенчивых детей в незнакомой среде со временем будет больше походить на их поведение в привычной обстановке.

Во многих странах, особенно в Северной Америке, общительность и социальный энтузиазм ценятся положительно, детей мотивируют и поощряют свободно коммуницировать в различных ситуациях, общаться со сверстниками и доверять своим учителям. В результате детская застенчивость часто патологизируется родителями и учителями и определяется как негативная черта, которую необходимо преодолеть.

Однако, по некоторым оценкам, застенчивость постоянно проявляется у 10-15 процентов детей. Нам известно, что проявление страха и избегающее поведение в присутствии незнакомых людей встречаются у разных групп, культур и поколений. В отличие от социального тревожного расстройства — диагностируемого психического расстройства, которое приводит к существенным нарушениям в повседневной жизни, — застенчивость обычно рассматривается исследователями и специалистами в области психического здоровья как нормальная черта личности.

Повсеместное распространение застенчивости предполагает, что она, вероятно, обладает некоторыми адаптивными функциями, иначе она бы не развивалась и не сохранялась. Действительно, есть доказательства того, что застенчивость не всегда является недостатком или проблемой, и что существуют ситуации, в которых она является инструментом адаптации.

Исследование показало, что застенчивые дети могут быть более подготовленными к восприятию и обнаружению социальных угроз в своем окружении по сравнению с незастенчивыми детьми. Когда застенчивые дети сталкиваются с новой социальной ситуацией — например, когда их знакомят с новым сверстником или взрослым, — они могут воспринять ее как пугающую. Таким образом, они могут проявлять бдительность (например, пристально смотреть) или избегание (например, отводить взгляд) в качестве поведенческих стратегий, чтобы либо узнать больше о потенциальной угрозе, либо защитить себя от воспринимаемой социальной угрозы, соответственно.

Поведенческие реакции застенчивых детей в новых социальных ситуациях, вероятно, поддерживаются изменениями в их теле и мозге. Например, когда застенчивый ребенок попадает в новую социальную ситуацию, вполне вероятно, что у него учащается сердцебиение или ему становится жарко. Различия в поведенческих, нейронных и физиологических реакциях, когда застенчивые люди сталкиваются с социальной новизной, могут лежать в основе других связанных с этим характеристик, таких, например, как осторожность, которая ассоциируется с застенчивостью у женщин.

Хотя повышенная чувствительность к угрозам и осторожность могут показаться негативными характеристиками, они выполняют важные адаптивные функции для детей, поскольку люди — чрезвычайно социальный вид. В дополнение к потенциальным физическим угрозам в окружающей среде (таким как голод или насилие) люди также сталкиваются с потенциальными социальными угрозами (например, остракизм).

Поскольку застенчивые дети склонны семь раз отмерить, прежде чем отрезать, они с большей вероятностью обнаружат возможные угрозы, что может побудить их действовать более осторожно. Например, застенчивый ребенок может быстрее заметить недоброжелательного сверстника или хулигана из-за более низкого порога распознавания угрозы.

Такой ребенок может воздержаться от немедленного раскрытия личной информации о себе и с осторожностью принимать решение о том, стоит ли дружить с этим человеком. В этом случае сохранение дистанции может защитить застенчивого ребенка от того, чтобы стать мишенью для хулигана. Эти факторы могут помочь оградить застенчивых детей от социальных конфликтов и негативных социальных оценок.

Застенчивый стиль поведения, проявляющийся наблюдательностью и бдительностью, может выполнять определенную функцию в социально-когнитивном развитии. Например, исследователи изучали теорию мышления, один из аспектов социального познания, который включает в себя способность учитывать точку зрения другого человека. Они читали детям истории и просили их описать и объяснить, почему персонажи сделали определенный выбор или совершили определенные действия. В ходе этой работы были обнаружены доказательства того, что существует связь между застенчивостью маленьких детей и более развернутыми объяснениями и интерпретациями историй. Будучи внимательными наблюдателями в группе сверстников и хорошими слушателями в социальных ситуациях, застенчивые дети могут лучше изучить и понять динамику социальных ситуаций. По мере того как дети начинают ориентироваться в социальных взаимодействиях, эти навыки могут быть полезны для развития и поддержания дружеских отношений.

Застенчивые дети также могут восприниматься сверстниками, учителями и родителями как обладающие положительными качествами, связанными с их застенчивостью. Обычные поведенческие проявления застенчивости, такие как скромная улыбка и румянец, могут свидетельствовать о том, что застенчивые дети заинтересованы в социальном взаимодействии, но при этом они нервничают и беспокоятся о том, как их воспринимают другие.

Учитывая, что многие застенчивые дети предпочитают избегать социальных конфликтов или наказаний, чтобы не быть в центре внимания, они могут с большей вероятностью придерживаться социальных норм. Проведенные ранее качественные исследования показали, что застенчивых детей часто считают хорошо ведущими себя, старательными и послушными — это характеристики, которые могут привести к более позитивным социальным оценкам.

Застенчивость — не приговор

Несмотря на потенциальные преимущества застенчивости, важно отметить, что иногда она действительно оказывает сильное влияние на благополучие людей. Если мы представим, что шестилетний ребенок, о котором шла речь в начале статьи, не адаптировался к своему окружению после пребывания в школе в течение нескольких недель или месяцев, то вполне возможно, что он будет испытывать психосоциальные трудности, например, симптомы социальной тревожности.

Однако застенчивость сама по себе не является приговором к одинокой или трудной жизни. На самом деле, некоторые из негативных последствий, связанные с застенчивостью, могут быть результатом культурной значимости феномена общительности в Северной Америке. В Китае, например, где застенчивости традиционно придается больше ценности, ее аспекты связаны с позитивной психосоциальной адаптацией, включая прямую связь с социальным одобрением и обратную связь с одиночеством. Кросс-культурные исследования показывают, что общественное и родительское восприятие застенчивости может влиять на связанные с ней риски.

Для родителей, воспитателей и педагогов, беспокоящихся о застенчивости их подопечных, мы предлагаем альтернативное рассмотрение застенчивости — не как патологии, а как единства противоположностей застенчивости и общительности. Вместо того чтобы пытаться избавить детей от застенчивости, важно помнить о том, что индивидуальные личностные различия — залог яркости и насыщенности социальных отношений. Рассматривая адаптивные функции застенчивости, мы можем ослабить некоторое беспокойство по этому поводу и начать воспринимать застенчивых детей в более позитивном свете.

Раха Хассан, кандидат наук по программе клинической психологии в Университете Макмастера в Гамильтоне, Канада. Ее исследования посвящены влиянию темперамента, включая застенчивость и саморегуляцию, на социальную, эмоциональную и психологическую адаптацию в детстве.

Кристи Пул, научный сотрудник

Перевод Анны Искусных

Редактура Татьяны Безбородовой

Источник: https://psyche.co/ideas/childhood-shyness-can-be-advantageous-dont-pathologise-it

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей из нашей библиотеки.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.