Как помочь детям справляться с тревогой? Об этом статья преподавателя Института Ньюфелда Лизы Вайнер.
«Крутит» живот, в шкафу монстры, болит голова, так и подмывает рискнуть, постоянно нужно мыть руки, повторять снова и снова определённые действия – всё это проявления тревоги. Глядя на этот список, вряд ли кто-то из нас ощутит в себе игривость, однако зачастую игра – именно то, что нужно для поддержания системы тревоги в здоровом и исправно работающем состоянии.
Система оповещения о тревоге расположена в недрах каждого человеческого мозга и представляет собой невероятной красоты задумку природы, призванную защитить нас, удерживая вблизи от тех, кто заботится о нас. Поскольку инстинкты привязанности на самом деле являются инстинктами выживания, больше всего на свете нас тревожит разделение с людьми или вещами, к которым мы привязаны.
Разные дети по-разному справляются с тревогой. У некоторых система оповещения о тревоге бывает настолько тонко настроена, что реагирует так же чувствительно, как пожарная сигнализация, срабатывающая от нескольких частиц пыли. Для других детей столкновение с разделением – истинный источник тревоги – становится настолько болезненным переживанием, что они не в силах на него смотреть, и их мозг придумывает иные причины для тревоги (что очень часто порождает иррациональные страхи и фобии). А для некоторых детей тревога слишком уязвима, чтобы вообще её чувствовать. Такие дети испытывают физические проявления тревоги, такие как беспокойство и ажитацию, но совершенно не осознают, что они встревожены. Когда эмоциональные защиты уходят еще глубже, мы наблюдаем детей, которые больше не испытывают волнения, беспокойства или возбуждения и на самом деле зачастую выглядят «отмороженными». Мантра таких детей и подростков: «Не боюсь», а прилив адреналина становится облегчением, которого они отчаянно ищут в опасном и рискованном поведении, вплоть до нанесения порезов и ожогов самим себе.
Очевидно, что исправно функционирующая и здоровая система тревоги должна оповещать хозяина об опасности и включать режим осторожности, оберегая его от необдуманных поступков. Как же мы можем помочь нашим тревожным, обсессивным, беспокойным или склонным к рискованному поведению детям, как нам поддерживать их систему тревоги в нормальном режиме, чтобы она работала так, как это задумано природой?
Как оказалось, зачастую единственным выходом из разного рода эмоционального застревания или дисбаланса является игра. Существуют три типа игры, поддерживающих здоровую и хорошо налаженную систему тревоги. Первый тип, который можно назвать «игрой, калибрующей тревогу», обеспечивает здоровую дозу тревоги в игровом контексте. Такая игра с незапамятных времен была частью нашей культурной народной мудрости, о чем свидетельствуют многие интуитивные забавы с младенцами и детьми: игра в ку-ку, прятки, сказки и колыбельные, затрагивающие мрачные и пугающие темы.
Мои сыновья обожали играть в игру «Мамочка проголодалась!!!». Когда я замечала, что у них накопилась тревога, я как бы невзначай объявляла громким голосом: «Боже, как же я проголодалааась!!!» И тут же они припускались изо всех сил от меня по дому, визжа от восторга и отчаянно пытаясь увернуться от моих «голодных челюстей» (моих рук)! Этот тип игры помогает перезагрузить систему тревоги и привести её в состояние равновесия в безопасном пространстве. Для детей постарше и подростков такой игрой могут стать страшные истории, рассказанные ночью у костра, посещение комнаты страха и даже просмотр фильмов ужасов.
Второй тип игры, который способствует поддержанию здоровья системы тревоги, — это игры на тему мужества. Мужество является прекрасным «решением» для тревоги. Если условия благоприятны, наступит момент, когда наши дети смогут чувствовать одновременно и желание, и тревогу, и тогда они смело пойдут на риск для достижения желаемого результата. Например, если ребенок испытывает боязнь выходить на сцену, но, с другой стороны, жаждет принять участие в школьном спектакле, он сможет обнаружить в себе мужество «убить дракона» — побороть страх сцены для того, чтобы «получить сокровище» — сыграть свою роль в спектакле.
Существует множество различных видов игры, способной посеять семена мужества: от прохождения веревочной полосы препятствий и игр в пиратов до чтения рассказов про героические подвиги и воображения себя исследователями, преодолевающими серьёзные трудности.
Наконец, к третьему типу игры относятся любые виды деятельности, способные пробудить в наших детях грусть для того, чтобы помочь им «слить» свою тревогу (аналогично тому, о чем мы писали в статье «Что делать с фрустрацией»). Наши дети так часто испытывают столкновение с разделением в своей жизни, что иногда единственное, что им остается, – это прочувствовать тщетность попыток изменить обстоятельства.
Всё, где присутствует лёгкий оттенок меланхолии, может вызвать у ребёнка грусть, которая поспособствует трансформации тревоги в чувство тщетности и, таким образом, выведет её из системы. Песни, истории, фильмы и даже рассказы об умерших домашних питомцах или членах семьи – все это косвенные способы удержать ребенка в состоянии грусти и печали, которое так часто необходимо для поддержания системы оповещения о тревоге в здоровом режиме.
Эти три режима игры – игра с тревогой, игра с мужеством, игра с грустью – могут помочь нашим детям развить здоровую и адекватно функционирующую систему оповещения о тревоге. Игра зачастую может казаться легкомысленным и бесцельным времяпрепровождением, но она в силах оказать глубокое влияние на преобразование дисфункциональной системы тревоги в налаженную и исправно работающую, способную, как и задумано природой, обеспечить людям безопасность. И вновь игра приходит нам на помощь!
Лиза Вайнер, преподаватель канадского отделения Института Ньюфелда
Перевод Евгении Эстрин
Редактура Надежды Шестаковой
Источник: https://neufeldinstitute.org/playing-with-alarm/