В период праздников все вокруг ожидают от нас веселья, чтобы мы были счастливы, да и мы от себя тоже этого ожидаем. Но очень важно понимать, что веселье — это обратная сторона печали, и очень важно во время праздников освободить место для чувства тоски и печали. В последней публикации уходящего года предлагаем к прочтению статью Гордона Ньюфелда, в которой он делится своей мудростью и опытом, раскрывая взаимосвязь между грустью, радостью и музыкой.
Предупреждение: эта статья может заставить вас плакать. Я не рекомендую читать её, если вам меньше 35 лет, ваша фамилия «Радостный» или если к вам всё ещё приходит Дед Мороз.
В это время года я снова тяготею к самой грустной музыке, которую только могу найти. Я пишу это, слушая невыносимо прекрасное хоровое пение, создающее идеальную игровую площадку для глубокой грусти внутри меня, о существовании которой я даже не подозревал и которую я ни за что не смог бы выразить словами. Я абсолютно точно чувствую, что это моя собственная грусть, а не позаимствованная у этой музыки эмоция, но я не знаю, откуда она возникла.
Такое настроение не очень-то соответствует эмоциям, присущим этому времени года. Разве сейчас не время радости, счастья и удовлетворения? Наши поздравления в этот сезон явно намекают на ожидаемые эмоции: Счастливого Рождества, Приятных праздников, Счастливой Хануки, Радостного Нового года. Однако же мы бы не стали желать друг другу всего этого, если бы дела не обстояли скорее наоборот… и кажется, для этого есть веская причина.
Мы стали ассоциировать это время года с тёплыми семейными встречами, духом щедрости, волшебства и восхищения, застольями и удовлетворением. Наши надежды и предвкушения автоматически бросают свет на отсутствие ожидаемого. С годами утраты только накапливаются. Тёплые детские воспоминания о торжестве и единении не так-то просто воссоздать, и даже когда это получается, часто в этом нет волшебства.
Если мы ожидаем танца привязанности, то отсутствие партнёров по этому танцу как никогда бросается в глаза. Со временем утраты или нехватка чего-то в нашем детстве становятся не менее, а всё более заметными. Сама зима становится символом отсутствия – отсутствия теплоты, процветания, самой жизни. Пробелы в нашем мире привязанности никогда не заметны так явно, как в наших стремлениях и надеждах на изобилие. Даже этих причин уже достаточно, чтобы в нашей жизни было необходимо пространство для грусти во время этого «праздничного» периода.
Есть и ещё одна причина, возможно, даже более важная, по которой нам стоит пригласить грусть в свою эмоциональную картину в это время года. Прежде чем я расскажу о ней, позвольте мне немного ввести вас в курс дела.
В последнее время я занимаюсь проектом по созданию серии семинаров для сотрудников «Школы Музыки» Сары Маклахлан для трудных детей. Я невероятно наслаждаюсь процессом соединения точек в истории музыки и эмоций. Несмотря на то, что исследований в этой области появляется всё больше, многие из них не учитывают современное понимание привязанности, эмоций и особенно игры. Поэтому я с восторгом предаюсь процессу открытия – по-видимому, я один из первых исследователей, смотрящих на всё через эти призмы.
Одним из озарений, к которому меня привело изучение музыки, является идея, что эмоциям было предназначено заботиться о нас, при этом грусть играет главнейшую роль в нашей адаптации к жизни. Без сомнений, грусть – это одна из самых тяжёлых, если не САМАЯ тяжёлая человеческая эмоция, которую мы испытываем, а также выражаем.
Вторым основополагающим открытием стала идея о том, что игре было предназначено заботиться об эмоциях – помогать им двигаться, предоставлять им возможность для безопасного выражения, а в особенности – помогать эмоциям быть прочувствованными. Теперь добавьте ко всему этому понимание, что музыка – это первичный язык эмоций, а также фундаментальная и наилучшая игровая площадка для них. Эта трилогия озарений прокладывает путь для огромного количества находок и открытий.
Так зачем же нам может понадобиться грустная музыка в начале праздничного сезона? Ответ в том, что с возрастом многим из нас всё сложнее становится получать от всего этого удовольствие, сохранять благоговение, когда волшебство уже пропало, быть счастливыми, когда нас окружают трагедии, оставаться оптимистичными при разочарованиях и болезненной утрате иллюзий. Парадокс в том, что именно в этот момент на сцену выходит грусть.
Одна из секретных способностей грусти – это умение доставить нас обратно к радости и счастью, это похоже на спуск с лыжного склона, готовящий нас к достаточному набору высоты, чтобы добраться до подъёмника. Эмоциональный подъём может становиться весьма непростым для некоторых из нас, поэтому нам нужно собрать всю силу импульса по пути вниз, чтобы получить необходимое ускорение.
Здоровый эмоциональный баланс нисколько не похож на спокойное равновесие. Он включает в себя скольжение по синусоиде и прохождение спусков, чтобы испытать последующее за ними улучшение настроения. В сущности, эмоциональное восстановление станет гораздо менее вероятным, если ему не предшествует падение в грусть и меланхолию. Другими словами, нам нужно позволить себе погрузиться в грусть, чтобы сохранить способность достигать счастья, которого мы так желаем. Как бы это ни казалось парадоксальным, когда мы утрачиваем наши эмоциональные искры, именно в меланхолии заключается ответ к поднятию духа.
Проблема с грустью в том, что она может скрываться в далёких потаённых уголках нашего сердца, а мы даже не будем о ней подозревать. Если грусть не выражается нами своевременно, мы склонны утрачивать воспоминания и слова, способные дать нам доступ к эмоциям. Таким образом, грусть становится всё менее доступной для нас в подходящем виде.
Иначе говоря, грусть нельзя долго хранить на полке. Эмоции служат нам наилучшим образом, когда они свежи, прочувствованы, смешаны и подвергнуты рассмотрению. Грусть может прокиснуть, если её срок годности закончился. Застоявшаяся грусть может вытянуть саму жизнь из нашей души, иссушить нашу щедрость, превратить нас в зацикленных на себе нарциссов, разрушить нас морально и даже, по иронии, подпитывать нашу отчаянную гонку за счастьем. За всё это грусть заслужила свою плохую репутацию. Однако же проблема не в самой грусти, а в её застревании, когда она застаивается и прокисает.
Как только мы утрачиваем доступ к своей грусти, нам становится гораздо сложнее предоставить пространство для этих ощущений. Мы редко находим оправдание для грусти, особенно сравнивая свои страдания со страданиями других людей. Как только же грусть оказалась оторвана от тех испытанных нами тщетностей, которые к ней привели, становится всё сложнее принять её, по крайней мере, тем из нас, которым для чувств нужны причины.
Как же нам обнаружить эту застоявшуюся грусть, дать ей то выражение, к которому она стремится, помочь сердцу очиститься от препятствий на пути к здоровой эмоциональной циркуляции?
И вот здесь в игру вступает музыка.
Подходящая музыка обладает невероятным талантом по вызыванию любой грусти, пренебрегаемой или оторванной от воспоминаний и слов, связанных с ней. Всё указывает на то, что из всех видов искусства именно музыка способна лучше всего обнаруживать осиротевшую грусть, которой нужно найти выход. Она может предоставить ей безопасное выражение и, в конечном счёте, придать импульс для поднятия нашего настроения.
Пусть же звучат минорные зимние песни, трагичные истории, заколдованные в музыкальной партитуре, звучные виолончели, затрагивающие струны сердца, незавершённые тональные рисунки, сопротивляющиеся развязке, до тех пор, пока мы едва можем это выносить. Похоже, что этот вид музыки способен переносить грусть в эмоциональный рай, который, по-видимому, не испугаешь неиссякаемыми тщетностями жизни.
Большинство научных толкований музыки не могут объяснить её родство с грустью, потому что грусть синонимична страданиям: зачем большому количеству музыкальных произведений как будто бы приглашать нас в состояние, вызывающее отвращение? Такие исследования упускают из внимания то, что музыка в режиме игры приглашает выйти поиграть и наши эмоции. Истинная игра одновременно способна и вовлекать, и удерживать в себе, делая грусть, таким образом, не только переносимой, но и в какой-то степени притягательной.
Платон, первый на свете теоретик игры, выразил это наилучшим образом: «Музыка придаёт грусти очарование». Я чувствую, что это правда. Как сироп позволяет нам проглотить лекарство. Цель достигается с помощью дозы игривости и отдаления от реальности. И как только музыка захватывает грусть и движется к развязке, нам почему-то кажется, что грусти придёт конец вместе с музыкой.
Подводя итог, отмечу, что грусть невероятно важна для эмоционального здоровья, а музыка кажется самым подходящим средством, чтобы затронуть глубочайшие уголки нашего сердца и уговорить эти затаившиеся подавленные чувства войти в игру. Как только грусть оказывается запечатлённой в меланхоличных мелодиях, с течением времени становится почти невозможно удержаться от этого подслащённого страдания – как сирены, оно манит к печали.
Иногда я обнаруживаю себя просматривающим Спотифай в поисках ещё всего одной грустной песни перед тем, как выключить свет. До того как я начал изучать взаимодействие музыки и эмоций, я считал, что это моя личная чудаковатая особенность. Сейчас я отношусь к этому совсем по-другому, как к обычному проявлению здоровой универсальной потребности в том, чтобы ввести грусть в игру.
Должен признаться, что я сам и близко не уделяю грусти достаточно времени для игры в своей повседневной жизни в течение года, чтобы такого топлива хватало мне для спонтанного отскока к радости, больше подходящей для этого сезона. Возможно, поэтому мои запасы грусти к началу декабря уже чрезмерны. Мне совершенно необходимо сбросить пару килограммов грусти, чтобы с предвкушением подготовиться к грядущим весёлым торжествам.
Итак… если вы уже перевалили за половину жизни, веселье не будет вашим неизменным состоянием, и существование Деда Мороза также под вопросом… возможно, настало самое подходящее время для грустной музыки.
Пришёл сезон грустной музыки, так как она даёт нам наилучшую надежду на обретение самого Счастливого Рождества, по-настоящему Счастливой Хануки, восстанавливающих Приятных праздников и даже Радостного Нового года. Попробуйте объяснить это своим друзьям. На самом деле, лучше даже и не пытайтесь, прежде чем это обретёт какой-то смысл для вас самих.
На прощание перепою вам Платона:
Пусть музыка подарит вашей грусти очарование.
* Отсылка к строчке из известной английской рождественской песни ‘Deck the Halls’ — «В эти дни приходит счастье» (прим. перев.)
Доктор Иа (также известный как Гордон Ньюфелд, доктор психологических наук)
Перевод Ирины Маценко
Редакция Надежды Шестаковой
Источник: https://neufeldinstitute.org/tis-the-season-for-sad-music/
Фото: pixabay.com
Дорогие наши читатели! Вся команда сайта «Заботливая Альфа» благодарит вас за ваше внимание, вдумчивость, вопросы и комментарии! Пусть в Новом году в ваших семьях будет место для всех эмоций, пусть ваши дома будут теплыми, а ваши семьи — надежными бухтами, в которых можно укрыться от любых бурь.
С теплом и уважением,
Ваша «Заботливая Альфа».