Почему дети внезапно начинают бояться темноты или монстров под кроватью, им снятся кошмары, появляются страхи и фобии? Анна Горулько, ведущая курса «Понимать тревожность», рассказывает о корне этих страхов и о различии между тревогой и тревожностью.
В курсе «Тревожность» объясняется различие между тревогой и тревожностью. Тревога – это наша базовая эмоция. А тревожность – это как бы производная тревоги, выражение этой эмоции. Мозг не всегда может позволить себе видеть реальную причину наших тревог. Поэтому он милосердно подсовывает нам то, что видеть не так уязвимо: то, что мы можем вынести.
К примеру, тревога по поводу смерти заменяется страхом полётов. Тревога ребенка о том, что мама не принимает, не любит, кричит, заменяется боязнью темноты, страхом пауков, стремлением всё вокруг упорядочить.
Важный момент здесь в том, что мы не можем справиться с тревожностью, т.к. это всего лишь верхушка айсберга. Чтобы решить проблему своих страхов, нам нужно увидеть реальную причину тревоги. И тогда уже или что-то изменить в этой ситуации, адаптироваться к ней, или же мужественно встретить. Отсюда рождается несколько важных вопросов.
Во-первых, наш мозг – не дурак. Если мозг прячет от нас реальную причину тревоги, зная, что для нас это слишком уязвимо, то, наверное, он делает это не просто так. Мозг понимает, что «мой хозяин с этим не справится, он не сможет нормально функционировать, осознавая причину своих страхов, поэтому лучше пусть боится пауков».
Кажется, здесь есть какой-то диссонанс: с одной стороны, защиты нам нужны, мозг устанавливает их не просто так. Однако с другой, чтобы справиться с тревожностью и ее проявлениями, нам нужно увидеть истинный источник тревоги, понять, что запустило этот механизм. Но зачем нам вообще знать что-то о тревоге и о том, как она работает? Ведь наш мозг и сам неплохо справляется и защищает нас от лишнего восприятия.
И все же знать механизмы тревоги необходимо хотя бы для того, чтобы нормализовать эти процессы. Тревожность – нормальное состояние любого человека. У нас множество причин для тревоги ежедневно. Поэтому не нужно добавлять к нашей тревожности ещё и тревогу по поводу её наличия.
Также знание природы эмоции тревоги и её причин помогает трезво оценить это состояние и его проявления. К примеру, после сложных ситуаций со здоровьем кого-то из членов семьи моя тревога взлетает до небес. Причина, лежащая в ее корне, – это нарушение здоровья, а значит, угроза разделения. То есть я прекрасно понимаю, в чём причина, но думать об этом в полной мере очень уязвимо. Поэтому я уже ожидаю усиления компульсивных действий: бездумно пялиться в телефон, что-то лихорадочно выбрасывать и наводить порядок (в этом, конечно, есть свои плюсы), грызть губы и т.д.
Выражение «есть слона по кусочкам» очень подходит к проживанию сильной эмоции тревоги. Если её реальная причина настолько большая, что способна сбить тебя с ног, то и не нужно пытаться побороть её всю и сразу. Так можно только пасть в неравном бою. Если мы полностью отдаём себе отчет в своих страхах и знаем реальные причины тревоги, можно разделить работу с этой эмоцией на четыре части.
К одной части тревоги можно подойти вполне рационально и изменить ситуацию так, чтобы тревожиться приходилось меньше. Например, в ситуации со здоровьем пройти обследование, следовать более здоровому образу жизни, больше отдыхать и т.д.
Вторую часть тревоги можно вполне отдать на откуп тревожности. Пусть себе воплощается в более выносимых страхах, которые нашему мозгу не так страшно видеть. Не нужно выскребать эту причину из-под слоя защит. Тот же страх полетов. Я знаю, откуда у него растут ноги. Ну и пусть себе. Буду бояться самолетов, перенаправлять свою тревогу в это русло. Если ты знаешь, какая именно тревога прячется за проявлениями тревожности, то их можно даже использовать себе на пользу.
К третьей части большого слона тревоги придётся адаптироваться: отплакать, отгрустить, что: ну вот так. По-другому не будет. Такова жизнь.
И четвертая часть никуда не уйдёт. Она будет следовать за нами тяжёлой тенью. Здесь нужно найти своё мужество, чтобы с этой тенью договориться. Не игнорировать её, не прятать голову в песок, но посмотреть в глаза тому, что осталось от нашей тревоги, и мужественно идти дальше, осознавая все риски.
Отсюда становится понятным, почему нам так необходимы хотя бы общие знания о динамике тревоги. Ведь если мы не понимаем механизм системы оповещения об опасности, то думаем, что в тревоге с нами что-то не в порядке. Полагаем, что «нервы не в порядке», пытаемся доказать детям, что «вот там ничего страшного нет» и т.д. Однако проблему как раз следует искать там, где есть «бесстрашие», особенно у маленьких детей. А тревожность, как бы экзотично она ни выглядела, является вполне нормальным человеческим состоянием, с которым можно работать.
Анна Горулько
Источник: www.instagram.com/puzzle_razvitya
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас в продолжение темы.