10 советов от учителей родителям

Photogenica-PHX12326971-1.jpg

Начало учебного года всегда тревожит и родителей, и детей, и учителей. Что могло бы помочь сделать обучение более эффективным и менее стрессовым? Дебора Макнамара делится своим педагогическим и психологическим опытом.

Работая учителем, я с нетерпением ждала сентября, несмотря на «классические» ночные кошмары, которые посещали меня перед началом учебного года. Мне снились телефоны, на которые я не могу дозвониться, ученики, которых я потеряла, планы уроков, которые я начисто забыла. И все же, несмотря на все воображаемые ужасы, которые так и не случились, начало учебного года было для меня волнующим – в нем было и предвкушение встречи с новыми учениками, и размышления о том, как помочь им учиться.

Мое лето проходило в труде – я обновляла учебную программу и создавала новые планы уроков, а вот многие мои ученики, я подозреваю, вздыхали и ворчали, глядя, как заканчиваются летние каникулы. Я относилась к этому спокойно – я была уверена, что со временем учеба снова будет им в радость.

А через месяц после начала учебного года я в очередной раз убеждалась, что на процесс обучения влияю не только я, школьный класс, методические наработки и учебная программа. И если учителя отвечают за создание плодотворной обучающей среды, родители играют решающую роль в том, чтобы их ребенок, приходя в школу, был готов учиться.

Альфа-дети

С точки зрения учителя, есть масса способов, как родители могут повлиять на успешность обучения их ребенка. Большинство этих рекомендаций очевидны, и все же обычно их упускают из виду и обесценивают в погоне за успеваемостью. Вот их суть: когда семья и школа действуют сообща, обучаемость растет в геометрической прогрессии.

1. Оказывайте поддержку и нормализуйте сложности, которые неизбежно возникают при обучении.

Очень часто при обучении человек выходит из зоны комфорта и оказывается за рамками того, что он знает. В процессе учебы мы напрягаемся и тянемся, погружаемся в открытия и исследования, разбираем на части нечто известное и собираем его снова и в процессе изменяемся. И конечно, все это может сопровождаться дискомфортом, потому что мы движемся в область неизвестного, уязвимого и нового.

Я часто говорила ученикам, что, если учитель действительно заботится о том, чтобы дети учились, они должны работать в полную силу. Ученик должен не обижаться, но принять как подарок то, что есть люди, которые верят в его способность обучаться и расширять собственные границы.

Родители могут помочь ребенку принять чувство дискомфорта и нормализовать эти эмоции, которые являются частью учебного процесса. Важно не пытаться любой ценой «спасти» ребенка или избегать этого дискомфорта, но убеждать ребенка, что вы верите: у него все получится, и вы всегда поможете. Аналогичным образом, если ругать учителя за то, что учиться так трудно, это никак не поддержит его отношения с ребенком и не поможет преодолеть школьные трудности.

Бывают ситуации, когда детям нужна помощь и вмешательство взрослых, чтобы помочь выяснить и преодолеть трудности в обучении. Такая поддержка будет максимально эффективной в случае тесного сотрудничества между учителем и родителем.

2. Помогите ребенку адаптироваться.

В школе есть масса всего, что может пойти не так: перемены заканчиваются слишком быстро, ребенку приходится быть одним из многих учеников, у каждого из которых есть свои потребности и желания, приходится ждать своей очереди, а также соблюдать кем-то другим установленные правила. В школе приходится столкнуться с массой тщетностей – это часть жизни, и их невозможно контролировать. Некоторые дети более адаптивны, чем другие, и отчасти это зависит от поддержки, которую они получают дома.

О том, что для ребенка что-то идет не так, как хочется, и накопилась фрустрация, часто сигнализирует раздражительность. Дети могут разрядить свою фрустрацию на братьев, сестер и других членов семьи, – отсюда частые истерики после школы. Если помочь ребенку назвать свои переживания и обозначить, что именно идет не так, это может снизить фрустрацию и поможет адаптироваться. В процессе могут появиться слезы – и тогда важно с теплом и терпением поддержать ребенка, чтобы он мог принять то, что невозможно изменить.

3. Укрепляйте ваши отношения с детьми.

Когда ребенок растет в надежных заботливых отношениях со своими взрослыми, он с меньшей вероятностью придет в школу с «голодом» по привязанности. Ребенок, чье внимание не поглощено стремлением к близости с друзьями, лучше концентрируется и не стремится к нездоровым отношениям с ровесниками, а также менее уязвим перед отвержением и насмешками со стороны других детей.

Величайшая сложность современной школьной жизни возникает из-за ориентации на ровесников и процессов, которые развиваются, когда дети приходят в школу с единственной целью – пообщаться с друзьями. Взрослые в школе зачастую воспринимаются как нечто неглавное, уроки – как досадная помеха, а дети разделяют ценности не школы, а ровесников. Когда родители заменяются на ровесников, страдает обучение. Если родители могут поддерживать надежные отношения со своими детьми, ребенок становится способен иметь здоровые отношения со сверстниками и при этом следовать за взрослыми и учиться у них, находясь в школе.

Дети и гаджеты: от зависимости к балансу

4. «Сватайте» ребенку школу и учителя.

Когда дети видят, что родителям нравится школа и учитель, это очень помогает им доверять взрослым в школе. Родителям следует быть активными и «сватать» ребенку учителя – устроить (по возможности) встречу-знакомство, тепло отзываться об учителе, выражая доверие к нему, объяснять ребенку школьные правила и обычаи и следить за тем, чтобы в отношениях ребенка и учителя все было в порядке. Для детей лучше всего, когда взрослые сами представляют их людям, которые будут о них заботиться. Это дает чувство безопасности и покоя, позволяя направить все внимание на учебу.

5. Ограничивайте экранное время.

Дети тянутся к гаджетам – так они борются со скукой и общаются с друзьями или отвлекаются от проблем (в точности как взрослые). Установление и поддержание здоровых привычек в использовании гаджетов – гарантия того, что они не будут красть время, отведенное на приготовление уроков, игру или общение с родными. Многие родители в начале года твердо намерены ограничивать экранное время, однако, когда год набирает обороты, контроль зачастую ослабляется. Родителям следует проявлять заботу и твердость в установлении границ и правил по использованию гаджетов.

Учителя и дирекция школ также должны устанавливать правила по использованию гаджетов, что позволит создать безопасную и продуктивную обстановку для обучения. Правила различаются в зависимости от возраста, и родителям имеет смысл их знать и поддерживать. Все чаще школам приходится разрешать конфликты между учениками, связанные с социальными сетями. Все это негативно влияет на учебную обстановку. Цифровой мир размывает границы между школой и домом, и поэтому так важны контроль и помощь со стороны родителей для предотвращения проблемных ситуаций.

6. Поддерживайте школьное расписание и распорядок.

У школ есть свое расписание и распорядок, которые составляются заранее, программа, которую нужно изучить, и праздники, которые нужно отметить. Когда родители помогают ребенку привыкнуть к школьному распорядку, уроки проходят более гладко, ребенок может лучше сосредоточиться на учебе.

ИНТЕНСИВ 1
школа, обучение

Когда дети раз за разом опаздывают на урок, забывают школьные принадлежности, когда родители не следят за подготовкой домашних заданий, вовремя не пополняют запас канцтоваров или уезжают в отпуск посреди учебного года, это усложняет учебный процесс как для ребенка, так и для учителя.

Родители могут помочь, обеспечив ребенку здоровый образ жизни и распорядок дня, чтобы он мог приходить в школу отдохнувшим, сытым и готовым учиться.

7. Позвольте детям играть.

Дети в школе работают, хотя многие учителя и стараются сделать обучение веселым и интересным. Детям нужно отдыхать от этой тяжелой работы и играть, чтобы восстановиться и помочь усвоиться новым знаниям.

И хотя после школы дети могут посещать различные кружки, у них также должно быть «неорганизованное» время, свободное также и от стимуляции, которая мешает самовыражению и любознательности.

Для взрослых это может показаться пустой тратой времени, однако именно оно дает отдых, позволяющий детям снова работать в школе. Когда мы слишком сильно нагружаем детей работой, у них могут возникнуть защиты против обучения, и это может негативно сказаться на наших отношениях.

Есть время для работы, и есть время для игры. Задача родителей – помочь организовать день так, чтобы у ребенка была возможность и для того, и для другого.

8. Где возможно, передавайте детям ответственность за домашние задания.

Ссоры из-за уроков плохо влияют на отношения и мало помогают взрастить внутреннюю мотивацию ребенка отвечать за собственную учебу. Если ребенок проявляет признаки ответственного поведения, помогите ему самому принимать решения о том, когда и где он будет делать уроки и какого рода помощь ему нужна от родителей.

Когда требования родителей (уроки должны быть сделаны) не демонстрируются явно, а на первый план выходит собственная воля ребенка (где, когда и как их делать), ребенок чувствует меньше принуждения и сопротивления.

Цель родителя в процессе приготовления уроков – помочь выстроить распорядок и структуру и взять на себя функцию поддержки, а не вступать в битвы за контроль, которые подрывают родительский авторитет и желание ребенка учиться.

9. Взаимодействуйте с учителями и сохраняйте отношения.

Когда родители и учителя поддерживают хорошие отношения, ребенок от этого только выигрывает. В идеале нужно взаимодействовать друг с другом, пока проблема еще не велика.

Часто я жалела, что ученики или их родители не обратились ко мне раньше, когда проблемы только начинались, потому что зачастую я могла бы помочь им гораздо лучше. Полезно держать в памяти, что родители и учителя видят ребенка в разных обстоятельствах, и посмотреть на ситуацию с разных сторон часто имеет большое значение.

Когда есть проблемы, очень важно постараться сохранить отношения и добрые намерения – а это требует зрелости с обеих сторон. Самые эффективные встречи случались в моей практике тогда, когда взрослые пытались понять ребенка, вместо того чтобы упрекать друг друга и искать виноватого.

10. Поддерживайте ребенка, если у него проблемы в отношениях с ровесниками.

В школьной среде почти невозможно избежать ранящих столкновений между детьми. Бывает, их не принимают в игру, звучат обидные слова или сплетни за спиной. Если возникают проблемы с ровесниками, будет хорошо, если родители смогут вывести ребенка на слезы в домашней обстановке, помогут найти слова, чтобы описать то, что случилось.

Но самое важное – чтобы ребенок знал, что взрослый в него верит. Сообщите учителю, что вашему ребенку трудно взаимодействовать с ровесниками, – учитель многое может сделать как на уроке, так и присматривая за ребенком во время перемены (при условии, что учитель готов помочь).

Самое главное, что нужно каждому ребенку, который отправляется в школу, – это отношения со взрослым, к которому он может обратиться дома. Безусловно, учителя должны создавать безопасную, свободную от травли атмосферу в классе, но они не могут и не должны видеть абсолютно все, что происходит на уроке или перемене. Хорошие новости в том, что, когда у родителя есть надежные отношения с ребенком, ребенок более устойчив и меньше травмируется о незрелость других.

Когда родители могут позаботиться о потребности ребенка в привязанности и поддерживают его эмоциональное развитие, учителя могут использовать природное стремление ребенка узнавать новое и преодолевать трудности. Обучение не происходит в вакууме, и когда родители и учителя объединяют усилия, мы создаем наилучшие условия, чтобы помочь своим детям раскрыть свой потенциал в учёбе.

Дебора МакНамара, преподаватель курсов Института Ньюфелда, автор бестселлера «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых», директор Центра консультирования по вопросам семьи и детей «Kid’s Best Bet»

Перевод Татьяны Безбородовой

Редактура Надежды Шестаковой

Источник: https://macnamara.ca/portfolio/the-ten-things-teachers-need-most-from-parents/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в преддверии начала учебного нам хочется поделиться с вами самыми актуальными статься на эту тему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *