10 советов от учителей родителям

от yfurdak
школа, обучение, советы родителям

Начало учебного года всегда тревожит и родителей, и детей, и учителей. Что могло бы помочь сделать обучение более эффективным и менее стрессовым? Дебора Макнамара делится своим педагогическим и психологическим опытом.

Работая учителем, я с нетерпением ждала сентября, несмотря на «классические» ночные кошмары, которые посещали меня перед началом учебного года. Мне снились телефоны, на которые я не могу дозвониться, ученики, которых я потеряла, планы уроков, которые я начисто забыла. И все же, несмотря на все воображаемые ужасы, которые так и не случились, начало учебного года было для меня волнующим – в нем было и предвкушение встречи с новыми учениками, и размышления о том, как помочь им учиться.

Мое лето проходило в труде – я обновляла учебную программу и создавала новые планы уроков, а вот многие мои ученики, я подозреваю, вздыхали и ворчали, глядя, как заканчиваются летние каникулы. Я относилась к этому спокойно – я была уверена, что со временем учеба снова будет им в радость.

А через месяц после начала учебного года я в очередной раз убеждалась, что на процесс обучения влияю не только я, школьный класс, методические наработки и учебная программа. И если учителя отвечают за создание плодотворной обучающей среды, родители играют решающую роль в том, чтобы их ребенок, приходя в школу, был готов учиться.

С точки зрения учителя, есть масса способов, как родители могут повлиять на успешность обучения их ребенка. Большинство этих рекомендаций очевидны, и все же обычно их упускают из виду и обесценивают в погоне за успеваемостью. Вот их суть: когда семья и школа действуют сообща, обучаемость растет в геометрической прогрессии.

1. Оказывайте поддержку и нормализуйте сложности, которые неизбежно возникают при обучении.

Очень часто при обучении человек выходит из зоны комфорта и оказывается за рамками того, что он знает. В процессе учебы мы напрягаемся и тянемся, погружаемся в открытия и исследования, разбираем на части нечто известное и собираем его снова и в процессе изменяемся. И конечно, все это может сопровождаться дискомфортом, потому что мы движемся в область неизвестного, уязвимого и нового.

Я часто говорила ученикам, что, если учитель действительно заботится о том, чтобы дети учились, они должны работать в полную силу. Ученик должен не обижаться, но принять как подарок то, что есть люди, которые верят в его способность обучаться и расширять собственные границы.

Родители могут помочь ребенку принять чувство дискомфорта и нормализовать эти эмоции, которые являются частью учебного процесса. Важно не пытаться любой ценой «спасти» ребенка или избегать этого дискомфорта, но убеждать ребенка, что вы верите: у него все получится, и вы всегда поможете. Аналогичным образом, если ругать учителя за то, что учиться так трудно, это никак не поддержит его отношения с ребенком и не поможет преодолеть школьные трудности.

Бывают ситуации, когда детям нужна помощь и вмешательство взрослых, чтобы помочь выяснить и преодолеть трудности в обучении. Такая поддержка будет максимально эффективной в случае тесного сотрудничества между учителем и родителем.

2. Помогите ребенку адаптироваться.

В школе есть масса всего, что может пойти не так: перемены заканчиваются слишком быстро, ребенку приходится быть одним из многих учеников, у каждого из которых есть свои потребности и желания, приходится ждать своей очереди, а также соблюдать кем-то другим установленные правила. В школе приходится столкнуться с массой тщетностей – это часть жизни, и их невозможно контролировать. Некоторые дети более адаптивны, чем другие, и отчасти это зависит от поддержки, которую они получают дома.

О том, что для ребенка что-то идет не так, как хочется, и накопилась фрустрация, часто сигнализирует раздражительность. Дети могут разрядить свою фрустрацию на братьев, сестер и других членов семьи, – отсюда частые истерики после школы. Если помочь ребенку назвать свои переживания и обозначить, что именно идет не так, это может снизить фрустрацию и поможет адаптироваться. В процессе могут появиться слезы – и тогда важно с теплом и терпением поддержать ребенка, чтобы он мог принять то, что невозможно изменить.

3. Укрепляйте ваши отношения с детьми.

Когда ребенок растет в надежных заботливых отношениях со своими взрослыми, он с меньшей вероятностью придет в школу с «голодом» по привязанности. Ребенок, чье внимание не поглощено стремлением к близости с друзьями, лучше концентрируется и не стремится к нездоровым отношениям с ровесниками, а также менее уязвим перед отвержением и насмешками со стороны других детей.

Величайшая сложность современной школьной жизни возникает из-за ориентации на ровесников и процессов, которые развиваются, когда дети приходят в школу с единственной целью – пообщаться с друзьями. Взрослые в школе зачастую воспринимаются как нечто неглавное, уроки – как досадная помеха, а дети разделяют ценности не школы, а ровесников. Когда родители заменяются на ровесников, страдает обучение. Если родители могут поддерживать надежные отношения со своими детьми, ребенок становится способен иметь здоровые отношения со сверстниками и при этом следовать за взрослыми и учиться у них, находясь в школе.

4. «Сватайте» ребенку школу и учителя.

Когда дети видят, что родителям нравится школа и учитель, это очень помогает им доверять взрослым в школе. Родителям следует быть активными и «сватать» ребенку учителя – устроить (по возможности) встречу-знакомство, тепло отзываться об учителе, выражая доверие к нему, объяснять ребенку школьные правила и обычаи и следить за тем, чтобы в отношениях ребенка и учителя все было в порядке. Для детей лучше всего, когда взрослые сами представляют их людям, которые будут о них заботиться. Это дает чувство безопасности и покоя, позволяя направить все внимание на учебу.

5. Ограничивайте экранное время.

Дети тянутся к гаджетам – так они борются со скукой и общаются с друзьями или отвлекаются от проблем (в точности как взрослые). Установление и поддержание здоровых привычек в использовании гаджетов – гарантия того, что они не будут красть время, отведенное на приготовление уроков, игру или общение с родными. Многие родители в начале года твердо намерены ограничивать экранное время, однако, когда год набирает обороты, контроль зачастую ослабляется. Родителям следует проявлять заботу и твердость в установлении границ и правил по использованию гаджетов.

Учителя и дирекция школ также должны устанавливать правила по использованию гаджетов, что позволит создать безопасную и продуктивную обстановку для обучения. Правила различаются в зависимости от возраста, и родителям имеет смысл их знать и поддерживать. Все чаще школам приходится разрешать конфликты между учениками, связанные с социальными сетями. Все это негативно влияет на учебную обстановку. Цифровой мир размывает границы между школой и домом, и поэтому так важны контроль и помощь со стороны родителей для предотвращения проблемных ситуаций.

6. Поддерживайте школьное расписание и распорядок.

У школ есть свое расписание и распорядок, которые составляются заранее, программа, которую нужно изучить, и праздники, которые нужно отметить. Когда родители помогают ребенку привыкнуть к школьному распорядку, уроки проходят более гладко, ребенок может лучше сосредоточиться на учебе.

школа, обучение

Когда дети раз за разом опаздывают на урок, забывают школьные принадлежности, когда родители не следят за подготовкой домашних заданий, вовремя не пополняют запас канцтоваров или уезжают в отпуск посреди учебного года, это усложняет учебный процесс как для ребенка, так и для учителя.

Родители могут помочь, обеспечив ребенку здоровый образ жизни и распорядок дня, чтобы он мог приходить в школу отдохнувшим, сытым и готовым учиться.

7. Позвольте детям играть.

Дети в школе работают, хотя многие учителя и стараются сделать обучение веселым и интересным. Детям нужно отдыхать от этой тяжелой работы и играть, чтобы восстановиться и помочь усвоиться новым знаниям.

И хотя после школы дети могут посещать различные кружки, у них также должно быть «неорганизованное» время, свободное также и от стимуляции, которая мешает самовыражению и любознательности.

Для взрослых это может показаться пустой тратой времени, однако именно оно дает отдых, позволяющий детям снова работать в школе. Когда мы слишком сильно нагружаем детей работой, у них могут возникнуть защиты против обучения, и это может негативно сказаться на наших отношениях.

Есть время для работы, и есть время для игры. Задача родителей – помочь организовать день так, чтобы у ребенка была возможность и для того, и для другого.

8. Где возможно, передавайте детям ответственность за домашние задания.

Ссоры из-за уроков плохо влияют на отношения и мало помогают взрастить внутреннюю мотивацию ребенка отвечать за собственную учебу. Если ребенок проявляет признаки ответственного поведения, помогите ему самому принимать решения о том, когда и где он будет делать уроки и какого рода помощь ему нужна от родителей.

Когда требования родителей (уроки должны быть сделаны) не демонстрируются явно, а на первый план выходит собственная воля ребенка (где, когда и как их делать), ребенок чувствует меньше принуждения и сопротивления.

Цель родителя в процессе приготовления уроков – помочь выстроить распорядок и структуру и взять на себя функцию поддержки, а не вступать в битвы за контроль, которые подрывают родительский авторитет и желание ребенка учиться.

9. Взаимодействуйте с учителями и сохраняйте отношения.

Когда родители и учителя поддерживают хорошие отношения, ребенок от этого только выигрывает. В идеале нужно взаимодействовать друг с другом, пока проблема еще не велика.

Часто я жалела, что ученики или их родители не обратились ко мне раньше, когда проблемы только начинались, потому что зачастую я могла бы помочь им гораздо лучше. Полезно держать в памяти, что родители и учителя видят ребенка в разных обстоятельствах, и посмотреть на ситуацию с разных сторон часто имеет большое значение.

Когда есть проблемы, очень важно постараться сохранить отношения и добрые намерения – а это требует зрелости с обеих сторон. Самые эффективные встречи случались в моей практике тогда, когда взрослые пытались понять ребенка, вместо того чтобы упрекать друг друга и искать виноватого.

10. Поддерживайте ребенка, если у него проблемы в отношениях с ровесниками.

В школьной среде почти невозможно избежать ранящих столкновений между детьми. Бывает, их не принимают в игру, звучат обидные слова или сплетни за спиной. Если возникают проблемы с ровесниками, будет хорошо, если родители смогут вывести ребенка на слезы в домашней обстановке, помогут найти слова, чтобы описать то, что случилось.

Но самое важное – чтобы ребенок знал, что взрослый в него верит. Сообщите учителю, что вашему ребенку трудно взаимодействовать с ровесниками, – учитель многое может сделать как на уроке, так и присматривая за ребенком во время перемены (при условии, что учитель готов помочь).

Самое главное, что нужно каждому ребенку, который отправляется в школу, – это отношения со взрослым, к которому он может обратиться дома. Безусловно, учителя должны создавать безопасную, свободную от травли атмосферу в классе, но они не могут и не должны видеть абсолютно все, что происходит на уроке или перемене. Хорошие новости в том, что, когда у родителя есть надежные отношения с ребенком, ребенок более устойчив и меньше травмируется о незрелость других.

Когда родители могут позаботиться о потребности ребенка в привязанности и поддерживают его эмоциональное развитие, учителя могут использовать природное стремление ребенка узнавать новое и преодолевать трудности. Обучение не происходит в вакууме, и когда родители и учителя объединяют усилия, мы создаем наилучшие условия, чтобы помочь своим детям раскрыть свой потенциал в учёбе.

Дебора МакНамара, преподаватель курсов Института Ньюфелда, автор бестселлера «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых», директор Центра консультирования по вопросам семьи и детей «Kid’s Best Bet»

Перевод Татьяны Безбородовой

Редактура Надежды Шестаковой

Источник: https://macnamara.ca/portfolio/the-ten-things-teachers-need-most-from-parents/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в преддверии начала учебного нам хочется поделиться с вами самыми актуальными статься на эту тему.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.