Как помочь тревожному ребенку выразить чувства

Photogenica-PHX208395756-1.jpg

Как помочь ребенку выразить чувства, не обесценивая, не оценивая, без пристыжения и осуждения? Для этого необходимо понимание природы эмоций и чувств. Дебора Макнамара рассказывает об этих явлениях, а также предлагает несколько рекомендаций родителям, следуя которым, мы можем создать детям комфортные условия для выражения их чувств.

Раньше моя дочь, когда тревожилась, говорила: «Мама, у меня крутит животик так, как будто в нём взбивают масло». Исключив болезнь, я рассказывала ей, что животики иногда расстраиваются, когда в них поселяются беспокойства. Она обычно отвечала: «Я не знаю, о чем волнуюсь». Так оно и было, потому что мы действительно не всегда знаем, что нас взбудоражило.

У мозга есть свои причины для активизации эмоционального возбуждения, и мы не всегда осознаем, почему это так. То же самое происходит и с тревогой и страхом: они могут становиться такими сильными, что мы не видим их истинного источника.

Ребёнку никак не поможет, если мы скажем: «Успокойся, прогони свои тревоги и мысли позитивно». Наша задача состоит в том, чтобы предложить ему выразить то, что его будоражит, словами. Мы приглашаем детей выразить свои беспокойства, и именно это помогает вернуть эмоциональную систему в равновесие. Осознание того, что их тревожит, а также способность разобраться в этом помогает привести эмоции к покою.

Интенсив

Если мы хотим, чтобы наши дети были в контакте со своими эмоциями и умели называть их подходящими словами, тогда для начала нам нужно способствовать их самовыражению. Самым большим препятствием на пути выражения является уверенность в том, что чистосердечный разговор скажется на отношениях.

Если раскрытие частицы своей души приводит к увеличению дистанции с тем, к кому ты хочешь быть ближе, то мозг сталкивается с дилеммой. Жажда привязанности побеждает потребность в самовыражении, а самость подавляется ради сохранения отношений.

Другими словами, дети не поделятся с нами своими чувствами, если это помешает удовлетворению их потребностей в отношениях. Это происходит не намеренно и не делается сознательно, это явление инстинктивного происхождения.

Существует ряд стратегий, которые помогают ребенку открыть свое сердце, – все они опираются на существование правильных отношений с ребенком. Это означает, что родитель будет теплым, заботливым и щедрым ответственным взрослым, на которого ребёнок сможет положиться. Ребенок должен быть настолько глубоко привязан, чтобы хотеть делиться своими секретами уязвимым образом.

Как создать условия, в которых ребенку будет комфортно поделиться тем, что у него на душе

1. Приглашайте к самовыражению, транслируя тепло и готовность слушать

Летняя цена

Если мы хотим, чтобы ребенок рассказывал нам о своем внутреннем мире, нам нужно прислушиваться к собственной эмоциональной системе. Здесь критически важными будут наша интуиция и способность читать детские эмоции и потребности. Нам нужно будет донести до ребёнка свое желание услышать то, что он говорит, и выслушать его с полным вниманием.

2. Освободите место для выражения

У ребенка должно быть достаточно времени и пространства, чтобы знакомиться со своим внутренним миром. Это возможно, когда есть свобода для игры, когда всё его время не занято общением с ровесниками, гаджетами, уроками или заданиями.

Чтобы осознать эмоции, требуется не только приглашение, но и пространство. Яак Панксепп, выдающийся нейробиолог, утверждал, что детям необходимы «заповедники игры» для выражения эмоций.

3. Сопереживайте чувствам ребёнка

Когда ребенок выражает свои чувства или мысли, наша задача слушать и сопереживать. Это увеличит вероятность того, что он скажет нам больше и сможет чувствовать более уязвимым образом.

«Сопереживать» означает, что мы признаем то, что сказал ребенок, например: «Да, пугающие жуки иногда прилетают, когда мы думаем о страшных фильмах». «Сопереживать» означает, что мы не обесцениваем, не отрицаем, не осуждаем, не решаем проблему и не пытаемся преподать детям урок, когда они делятся своими переживаниями.

Наша задача – сообщить им, что мы слышим их, это помогает подвести эмоции к полному осознанию.

4. Не сосредотачивайтесь на своих собственных эмоциональных потребностях

Когда мы пытаемся помочь ребенку с его эмоциями, важно не перекрыть это своими собственными эмоциями. Родителям лучше не показывать, как они обеспокоены, чтобы сосредоточиться на внутреннем мире ребенка.

Если ребенок увидит или посчитает, что то, чем он делится, будет слишком трудным для родителей, он может ради сохранения отношений подавить свои собственные чувства. Наше дело – сосредоточиться на его чувствах и помочь ему прожить их. Наши собственные эмоции будут только омрачать картину и, вероятно, тревожить или смущать ребёнка.

5. Помогайте ребёнку называть свои чувства

Эмоции – это необработанные импульсы, которые возбуждают нас в зависимости от воздействия окружающей среды. Наши чувства – это названия, которые мы даем этим эмоциональным состояниям, например, «страх», «расстройство», «грусть» или «досада».

Люди уникальны в своей способности к рефлексии и осознанию собственных инстинктов и эмоций. Развитие этого умения требует времени и поддержки со стороны взрослых, которые могут помочь детям называть свои эмоции.

Когда речь заходит об эмоциональном выражении, мы думаем, что решение заключается в успокоении наших детей, тогда как на самом деле найти выход им помогает осознание того, что же именно их взбудоражило.

Мы не можем контролировать наше эмоциональное возбуждение – оно случается с нами само собой. Что мы можем сделать, так это помочь нашим детям «взяться за руль» и сформировать намерения о том, что делать со своими чувствами. Тревога – нормальное состояние человека, нам не нужно делать из неё патологию. Все мы порой волнуемся. Иногда это ощущается как будто «беспокойные жуки», иногда – как будто «в животике взбивают масло». Труднее всего нам приходится с теми эмоциями, у которых нет названия и для выражения которых нет места.

Наши эмоции не проблема, они просто пытаются решить проблемы в нашей жизни. Мы должны научить наших детей слушать свой внутренний эмоциональный мир, направляя их и веря в то, что равновесие и стабильность никогда не бывают достигнуты путем устранения чувств – только путем их освобождения.

Если мы будем уверены, что есть выход, наши дети последуют за нами. Психологически устойчивые дети – это те, которые многое чувствуют, могут называть свои чувства и знают, что столкновение с тем, что их расстраивает, – самый верный путь в жизненных бурях.

Дебора Макнамара

Перевод Элины Беляевой

Редактура Надежды Шестаковой

Источник: https://www.mother.ly/child/how-to-help-your-worried-child-express-their-feelings

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, если вас интересует тема детских страхов, тревог и эмоций вообще, предлагаем прочесть несколько статей об этих явлениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *