Как помочь тревожному ребенку выразить чувства

Photogenica-PHX208395756-1.jpg

Как помочь ребенку выразить чувства, не обесценивая, не оценивая, без пристыжения и осуждения? Для этого необходимо понимание природы эмоций и чувств. Дебора Макнамара рассказывает об этих явлениях, а также предлагает несколько рекомендаций родителям, следуя которым, мы можем создать детям комфортные условия для выражения их чувств.

Раньше моя дочь, когда тревожилась, говорила: «Мама, у меня крутит животик так, как будто в нём взбивают масло». Исключив болезнь, я рассказывала ей, что животики иногда расстраиваются, когда в них поселяются беспокойства. Она обычно отвечала: «Я не знаю, о чем волнуюсь». Так оно и было, потому что мы действительно не всегда знаем, что нас взбудоражило.

У мозга есть свои причины для активизации эмоционального возбуждения, и мы не всегда осознаем, почему это так. То же самое происходит и с тревогой и страхом: они могут становиться такими сильными, что мы не видим их истинного источника.

курс Альфа-дети

Ребёнку никак не поможет, если мы скажем: «Успокойся, прогони свои тревоги и мысли позитивно». Наша задача состоит в том, чтобы предложить ему выразить то, что его будоражит, словами. Мы приглашаем детей выразить свои беспокойства, и именно это помогает вернуть эмоциональную систему в равновесие. Осознание того, что их тревожит, а также способность разобраться в этом помогает привести эмоции к покою.

Если мы хотим, чтобы наши дети были в контакте со своими эмоциями и умели называть их подходящими словами, тогда для начала нам нужно способствовать их самовыражению. Самым большим препятствием на пути выражения является уверенность в том, что чистосердечный разговор скажется на отношениях.

Если раскрытие частицы своей души приводит к увеличению дистанции с тем, к кому ты хочешь быть ближе, то мозг сталкивается с дилеммой. Жажда привязанности побеждает потребность в самовыражении, а самость подавляется ради сохранения отношений.

Другими словами, дети не поделятся с нами своими чувствами, если это помешает удовлетворению их потребностей в отношениях. Это происходит не намеренно и не делается сознательно, это явление инстинктивного происхождения.

Существует ряд стратегий, которые помогают ребенку открыть свое сердце, – все они опираются на существование правильных отношений с ребенком. Это означает, что родитель будет теплым, заботливым и щедрым ответственным взрослым, на которого ребёнок сможет положиться. Ребенок должен быть настолько глубоко привязан, чтобы хотеть делиться своими секретами уязвимым образом.

Интенсив 1

Как создать условия, в которых ребенку будет комфортно поделиться тем, что у него на душе

1. Приглашайте к самовыражению, транслируя тепло и готовность слушать

Если мы хотим, чтобы ребенок рассказывал нам о своем внутреннем мире, нам нужно прислушиваться к собственной эмоциональной системе. Здесь критически важными будут наша интуиция и способность читать детские эмоции и потребности. Нам нужно будет донести до ребёнка свое желание услышать то, что он говорит, и выслушать его с полным вниманием.

2. Освободите место для выражения

У ребенка должно быть достаточно времени и пространства, чтобы знакомиться со своим внутренним миром. Это возможно, когда есть свобода для игры, когда всё его время не занято общением с ровесниками, гаджетами, уроками или заданиями.

Чтобы осознать эмоции, требуется не только приглашение, но и пространство. Яак Панксепп, выдающийся нейробиолог, утверждал, что детям необходимы «заповедники игры» для выражения эмоций.

курс Альфа-дети

3. Сопереживайте чувствам ребёнка

Когда ребенок выражает свои чувства или мысли, наша задача слушать и сопереживать. Это увеличит вероятность того, что он скажет нам больше и сможет чувствовать более уязвимым образом.

«Сопереживать» означает, что мы признаем то, что сказал ребенок, например: «Да, пугающие жуки иногда прилетают, когда мы думаем о страшных фильмах». «Сопереживать» означает, что мы не обесцениваем, не отрицаем, не осуждаем, не решаем проблему и не пытаемся преподать детям урок, когда они делятся своими переживаниями.

Наша задача – сообщить им, что мы слышим их, это помогает подвести эмоции к полному осознанию.

4. Не сосредотачивайтесь на своих собственных эмоциональных потребностях

Когда мы пытаемся помочь ребенку с его эмоциями, важно не перекрыть это своими собственными эмоциями. Родителям лучше не показывать, как они обеспокоены, чтобы сосредоточиться на внутреннем мире ребенка.

Интенсив 1

Если ребенок увидит или посчитает, что то, чем он делится, будет слишком трудным для родителей, он может ради сохранения отношений подавить свои собственные чувства. Наше дело – сосредоточиться на его чувствах и помочь ему прожить их. Наши собственные эмоции будут только омрачать картину и, вероятно, тревожить или смущать ребёнка.

5. Помогайте ребёнку называть свои чувства

Эмоции – это необработанные импульсы, которые возбуждают нас в зависимости от воздействия окружающей среды. Наши чувства – это названия, которые мы даем этим эмоциональным состояниям, например, «страх», «расстройство», «грусть» или «досада».

Люди уникальны в своей способности к рефлексии и осознанию собственных инстинктов и эмоций. Развитие этого умения требует времени и поддержки со стороны взрослых, которые могут помочь детям называть свои эмоции.

Когда речь заходит об эмоциональном выражении, мы думаем, что решение заключается в успокоении наших детей, тогда как на самом деле найти выход им помогает осознание того, что же именно их взбудоражило.

курс Альфа-дети

Мы не можем контролировать наше эмоциональное возбуждение – оно случается с нами само собой. Что мы можем сделать, так это помочь нашим детям «взяться за руль» и сформировать намерения о том, что делать со своими чувствами. Тревога – нормальное состояние человека, нам не нужно делать из неё патологию. Все мы порой волнуемся. Иногда это ощущается как будто «беспокойные жуки», иногда – как будто «в животике взбивают масло». Труднее всего нам приходится с теми эмоциями, у которых нет названия и для выражения которых нет места.

Наши эмоции не проблема, они просто пытаются решить проблемы в нашей жизни. Мы должны научить наших детей слушать свой внутренний эмоциональный мир, направляя их и веря в то, что равновесие и стабильность никогда не бывают достигнуты путем устранения чувств – только путем их освобождения.

Если мы будем уверены, что есть выход, наши дети последуют за нами. Психологически устойчивые дети – это те, которые многое чувствуют, могут называть свои чувства и знают, что столкновение с тем, что их расстраивает, – самый верный путь в жизненных бурях.

Дебора Макнамара

Перевод Элины Беляевой

Редактура Надежды Шестаковой

Источник

Фото: photogenica.ru

Интенсив 1

Дорогие читатели, если вас интересует тема детских страхов, тревог и эмоций вообще, предлагаем прочесть несколько статей об этих явлениях.

подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *