Агрессивное поведение детей часто ставит взрослых в тупик. Нам могут быть непонятны причины проблемного поведения. Чаще всего оно связано с незрелостью ребенка и разделением, которое он переживает. О том, как поддержать родителей, чьи дети переполнены фрустрацией, рассказывает Лиз Крёкер на примере из своей консультативной практики.
Я сидела в своем кабинете с Джейком и помогала ему с математикой, как вдруг услышала плач из коридора. В это время ребят из детского сада как раз разбирали по домам, и зал был полон родителей, которые пришли за своими малышами. Мы посмотрели друг на друга, пожали плечами и продолжили работать. В здании было много других взрослых: кто-нибудь обязательно займется этим, а меня, если нужно, позовут.
Через несколько минут за мной все-таки пришли. Воспитательница детского сада заглянула в кабинет и попросила подойти и помочь. Мы с Джейком переглянулись, я спросила, сможет ли он вернуться в свой класс, и помчалась по коридору – посмотреть, что происходит.
Есть один страх, который живет со мной каждый день с тех пор, как я работаю школьным консультантом. Есть такое странное представление, что если ничего не получается и все уже перепробовано, то школьный консультант будет знать, что делать.
Мне кажется, что после всех этих лет учебы и самообразования я знаю, что делать, но только до определенного момента. Жизнь бывает непредсказуема, и независимо от того, насколько хорошо мы понимаем вещи разумом, невозможно предсказать, как мы будем себя вести в момент кризиса.
Пока я бежала по коридору, размышляла о том, что меня ждет, и тихо молилась, чтобы мне понять, что делать, я услышала, как учительница говорила об «этой мамочке». «Эта мамочка не знает, что делать», «Если бы она только перестала баловать ребенка и установила некоторые границы, у нас не было бы этой проблемы», «Вы должны научить ее управлять ребенком». Когда мы вошли в комнату, учительница сказала: «Я не могу остаться, у меня назначена встреча».
В центре комнаты на коленях стояла молодая мама и нежно поглаживала спину дочери, которая выглядела явно расстроенной. Женщина посмотрела на меня с выражением жгучего стыда на лице. Я медленно шагнула вперед – но, видимо, недостаточно медленно. Малышка посмотрела на меня, запаниковала, сняла ботинок и швырнула в мою сторону. Я нарушила ее границы и теперь знала, что делать!
Я нашла маленький стульчик и села достаточно далеко, чтобы мама и ребенок почувствовали себя в безопасности, но достаточно близко, чтобы установить связь. Спокойно начала болтать с мамой о ее ребенке, кивая, слушая и подтверждая, насколько это было возможно, что на самом деле она ведет свою дочь и следует за своим сердцем.
Из нашего разговора стало ясно, что этот ребенок чрезвычайно чувствительный. Часто окружающая среда переполняла девочку, и она чувствовала уязвимость, которую было слишком тяжело выносить.
Мне не нужно было давать советы, мне не нужно было говорить с мамой об установлении границ и управлении ее ребенком. Все, что нужно было сделать, – это поддержать ее, пока она следовала своим родительским инстинктам и заботилась о своей дочери.
Лиз Крёкер
Перевод Наталии Фельбабы
Редактура Татьяны Безбородовой и Надежды Шестаковой
Источник: https://neufeldinstitute.org/a-shoe-went-flying-by/
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, предлагаем вам подборку статей о силе родителя, роли взрослого в моменты, когда ребенка переполняют сильные чувства.